С недавних пор у автомобилистов появилась довольно удобная опция – самостоятельная регистрация факта аварии без присутствия работников полиции. Достаточно заполнить специальный бланк, чтобы в дальнейшем получить компенсацию от страховой компании, и оперативно разъехаться по своим делам. Однако не стоит забывать о нюансах, которые могут обернуться отказом возмещения средств на ремонт.
Понятно, что любое, даже несложное дорожно-транспортное столкновение – это серьезное нервное потрясение. Тем не менее автомобилист должен в критической ситуации знать особенности фиксации несложной аварии. Следует знать – если авто имеет иностранную регистрацию, то к европейскому протоколу можно прибегнуть в случае, когда оно застраховано в системе «Зеленая карта».
Многие ресурсы объясняют, как оформить европротокол при ДТП 2017 и образец заполнения бланка предоставляют, но не все поясняют условия, когда это возможно. Упрощенной схемой можно воспользоваться в следующих случаях:
Многие автовладельцы, как ни странно, не желают даже знать, как правильно оформить ДТП по европротоколу без ГИБДД, потому что их отпугивает страховая сумма. Максимально могут выплатить всего 50 тысяч рублей. Увеличение этой цифры вдвое обсуждается довольно долго, но проект так и остается в начальной стадии.
Существует теоретическая возможность заполучить и 400 тысяч рублей, если обе машины оснащены модулями , которые предоставляют данные о положении ТС в момент аварии. Допускается наличие приборов, функционирующих на базе других спутниковых навигационных систем. К сожалению, такие приспособления пока встречаются редко, поскольку автопроизводители обязаны устанавливать блоки на свои машины с января этого года.
Союз автостраховщиков после дорожно-транспортного происшествия, советует выполнить несколько простых действий:
Если все вышеописанные условия соблюдены, то можно приступить к заполнению извещения. Сам бланк должна вручить страховая компания при заключении договора или еще вариант – распечатать самостоятельно из Интернета. В первом случае форма будет самокопирующейся, а во втором – нужно заполнять каждый лист по отдельности.
Внимание! Специалисты, объясняющие, как правильно оформить ДТП по европротоколу без участия ГИБДД, отмечают важную деталь. Часто водители не заполняют все графы. Например, не ставят подписи при отсутствии разногласий или не отмечают соответствующие клетки. Такая оплошность может обернуться отказом в компенсирующей выплате.
Рассмотрим пример заполнения специальной формы извещения об аварии по разделам:
Графы 1-3 – указать, где и когда произошло происшествие и отметить количество поврежденных автомашин.
Графы 4-5 – сообщить об отсутствии пострадавших и о том, что освидетельствование на опьянение не производилось.
Графа 6 – Написать «Нет» в пункте о материальном ущербе посторонним ТС и окружающему имуществу.
Графа 7 – если есть свидетели, то указать данные о них.
Графа 8 – в соответствующей клетке отмечаем, что авария зарегистрирована без инспектора ДПС.
Графы 9-12 – в правой части указать информацию о своем авто: кто управлял, кто собственник, название страховой компании и номер страховки. Левую часть аналогично заполняет другой водитель. Если полис КАСКО отсутствует, то в 12 пункте нужно отметить клетку «Нет».
Графы 13-15 – отметить стрелкой на изображении автомашины или мотоцикла, куда пришелся первоначальный удар. Описать все видимые дефекты и написать замечания при их наличии. К примеру, фара была разбита не в этом столкновении, а ранее.
Графа 16 – каждый автоводитель на своей стороне листа отмечает соответствующее обстоятельство ДТП. В строке «Указать количество отмеченных клеток» указать соответствующее число.
Графа 17 – нарисовать место происшествия.
В заключение в указанных местах ставятся автографы участников аварии. Теперь самокопирующийся бланк следует разъединить, каждый автовладелец оставляет себе по одному экземпляру. На обороте нужно коротко описать обстоятельства аварии, кто управлял ТС, может ли авто передвигаться самостоятельно и оставить подпись.
В пустых разделах следует ставить длинные прочерки или букву Z. Приведенная информация о том, как грамотно оформить европротокол при ДТП в 2017 году и образец заполнения формы, позволит без ошибок заполнить форму и получить компенсацию.
Чтобы получить деньги на восстановление своего авто извещение нужно передать в свою страховую компанию. Также предоставляется заявление на выплату и разбитая автомашина.
Важно! Виновнику происшествия запрещается ремонтировать авто в течение пятнадцати дней после аварии. Если ремонт нужно произвести раньше, то машину следует сначала показать страховому агенту. Или еще вариант – получить от компании разрешение на ремонт без осмотра ТС в письменной форме. В противном случае после выплаты потерпевшей стороне страховщики имеют право предъявить вам регрессное требование.
Для разъяснения ситуации рассмотрим ситуацию. Вы разбили на чужой машине фару, вину не отрицаете, все зарегистрировано по европейскому протоколу. На вашем авто появился всего лишь небольшой скол на бампере. Не показав свое ТС страховому агенту, и не имея согласия на восстановление, делаете самостоятельно.
В этой ситуации компания, выплатив пострадавшему, скажем, 10 000 рублей за испорченную фару, имеет право потребовать у вас возместить данную сумму. Если же за 15 дней от компании не поступило требования предъявить машину к осмотру, то смело приступайте к ремонту.
Приветствуется наличие , желательно фиксирующего дорожную ситуацию как спереди, так и сзади. Хорошо, если регистратор оснащен модулем GPS или ГЛОНАСС.
Зная, как грамотно оформить европротокол при ДТП в 2017 году по образцу заполнения, не помешает запастись бланком. Еще лучше – иметь с собой несколько листов А4, которые можно использовать в идее черновиков для изображения схемы аварии. Полезно изучить типовые схемы происшествий, разработанные РСА.
Запаситесь ручкой, линейкой и рулеткой. В бардачке они займут немного места, а польза от них внушительна. Например, линейкой удобно не только чертить схему, но и задавать масштаб при фотографировании.
Не помешает иметь баллончик с яркой краской, с его помощью можно зафиксировать детали аварии и удалить авто с дороги.
Приобретите автомобильную зарядку для телефона.
Не принимайте никаких лекарств, при регистрации аварии вас могут проверить на содержание алкоголя или наркотических веществ. Доказывать потом то, что во время ДТП вы были трезвы, будет сложно.
От многих сложностей можно уклониться, если вызвать аварийного комиссара, в страховку такая услуга обычно включена.
Даже если вам не удалось избежать аварии, оставайтесь в спокойном состоянии. Не стоит выбегать из автомашины и набрасываться на другого водителя даже если он неправ.Успокойтесь и приступайте к регистрации дорожно-транспортного происшествия, теперь вы понимаете, как это делается.
Все участники дорожного движения рискуют тем, что могут оказаться в дорожно-транспортном происшествии. Поэтому каждый из них должен знать, как действовать в сложившейся ситуации. Если еще несколько лет назад водители в любом случае должны были вызывать сотрудников ГИБДД, то сейчас правила изменились. Но далеко не все знают, как теперь действовать на дороге.
Я и сама недавно оказалась в ДТП в качестве водителя. Поэтому мне пришлось разобраться во всех тонкостях составления европротокола без вызова сотрудников ГИБДД. На самом деле все не так сложно, только надо знать основные правила, когда водители могут составить документы без вызова правоохранительных органов, а также требования к составлению самого европротокола. Об этом я и расскажу вам в этой статье.
Такое название позаимствовано из Европейских стран, так как там водители оформляют самостоятельно около 80 % дорожных происшествий. В России решили также облегчить ситуацию на дорогах тем, что теперь водители могут самостоятельно оформить ДТП и им не придется ждать несколько часов прибытия ГИБДД. Для этого участники происшествия должны использовать определенную форму извещения о случившемся.
Европротоколом в нашей стране называется обычный бланк извещения о произошедшем дорожном случае страховой компании, при котором были повреждены транспортные средства. Также в этом документе отражается и причинение вреда здоровью. Он всегда выдается при заключении ОСАГО каждой страховой компанией.
Но так как в последние годы большинство страховщиков оформляют электронные полисы через интернет, то данной формы к распечатанному полису не прилагается. Поэтому многие автовладельцы не знают, где получить нужный бланк.
Вы можете получить его:
Форма бланка строго унифицирована. Поэтому использование другого формата извещения не допустимо. Страховая компания просто не примет от вас заявление и не будет компенсировать ваши убытки. Поэтому обязательно проверьте, есть ли у вас в машине бланк европротокола.
По факту происшествия заполнять такой бланк надо всегда, если в дальнейшем один участник происшествия планирует обращаться к страховщику. Если водители урегулируют вопрос мирным путем без обращения к страховщику, то заполнять его не потребуется.
Однако законодательством установлены условия, при которых участники могут оформить происшествие самостоятельно, не вызывая представителей ГИБДД. А также есть условия, при которых вызов их на место обязателен. Эти правила необходимо знать, так как при несоблюдении их водителям грозит административная ответственность, вплоть до лишения водительских прав (за оставление места аварии).
Обойтись без вызова инспектора разрешается в следующих случаях:
Также надо знать, что запущен пилотный проект, в рамках которого жители Москвы и Санкт-Петербурга, а прилегающих к ним областей: Ленинградской и Московской, могут самостоятельно фиксировать суммы ущерба до 400 000 рублей при обязательно условии, что во время аварии водители зафиксируют это происшествие на устройства со спутником ГЛОНАСС. Таким образом, при возникновении сомнений страховщик может в любом момент проверить, где произошла авария, и какие части автомобилей в ней пострадали.
Во всех остальных случаях вызов ГИБДД обязателен. Но составлять данное извещение все равно придется для обращения к страховщику.
Этот документ представляет собой 3 листа, где первые два – это бланки для каждого водителя, а последний лист – инструкция по заполнению. Если вы не знаете или не помните, как заполнять, рекомендую изначально ознакомиться с правилами, указанными в инструкции. Потому что если вы заполните документ неправильно, то страховщик имеет право отказать вам в компенсации ущерба.
Помните, что первая страница сделана самокопирующейся. Поэтому все, что вы напишите на первом бланке, будет отражаться на втором. А вот оборотная сторона каждой из этих страниц идет обычная. Она предназначена для заполнения индивидуально каждым водителем.
Но если вы распечатали бланк с интернета, то листы у вас будут обычными и копироваться ничего не будет. Для удобства вы можете положить копировальную бумагу между листами, либо заполнить бланк повторно. Но вся информация в нем должна совпадать с первым бланком.
Важно придерживаться установленных правил, для того чтобы в дальнейшем не пришлось переписывать извещение:
При составлении европротокола потребуется только один комплект европротокола. Поэтому не имеет значения, кто из участников происшествия его предоставит.
Заполнять бланк надо обязательно в присутствии обоих водителей, так как потребуются сведения о каждом из них. Чтобы избежать дополнительных разногласий, лучше делать это вместе.
Порядок действий будет следующий:
Рекомендую проверить действительность полиса ОСАГО второго водителя не только по распечатанному документу, так как он может оказаться поддельным, а также по электронной базе. Сделать это легко. Достаточно войти на сайт РСА и воспользоваться услугой проверки действительности полиса.
На оборотной стороне каждый водитель заполняет сведения самостоятельно:
Посмотреть наглядный пример заполнения вы можете в этом видео.
Заполненные бланки необходимо предоставить страховщикам. Виновный участник должен направить его в течение 5 дней (однако страховой договор может предусматривать иной срок подачи), а невиновный в течение 15 дней. Если этот срок будет пропущен невиновным участником, то страховщик может отказать ему в компенсации ущерба. В этом случае он вправе через суд требовать компенсации ущерба с виновника происшествия. Аналогичный риск есть и в случае, если извещение будет составлено неправильно, и на этом основании страховщик откажет в выплате.
Все спорные вопросы со страховщиком в любом случае будут решаться через суд. И если невиновный водитель не сможет его выиграть, тогда он сможет взыскать свой ущерб с виновника, также через суд.
Если виновный водитель своевременно не известит своего страховщика о произошедшей аварии, то страховая компания вправе предъявить ему требование о компенсации ей выплаченного ущерба невиновному участнику.
Поэтому крайне важно сразу обращаться в страховую компанию для извещения ее о произошедшем. Потому что в противном случае последствия могут быть очень негативными. Будьте внимательны при составлении европротокола, а также удачи вам на дорогах!
Европротокол – это упрощенный вариант оформления места ДТП, при котором не принимают участие сотрудники дорожной полиции.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Для получения компенсации от страховой компании по полису ОСАГО, потребуется грамотно составить документ, не допустив ошибок. Процедура имеет свои особенности и нюансы, которые следует знать перед оформлением места происшествия.
Европротокол – это специальная форма оформления места ДТП, при которой водители самостоятельно составляют необходимые для получения страховой премии документы. При этом способе не вызываются сотрудники правоохранительных служб.
Европротокол в России начал функционировать сравнительно недавно. Его введение помогло решить несколько задач:
Оформление ДТП по Европротоколу имеет преимущества и для водителей:
Оформлять аварию по Европротоколу допускается российским и иностранным гражданам. Если автомобиль зарегистрирован в другой стране, то у водителя при себе должен быть .
При его отсутствии вызываются сотрудники ГАИ, поскольку данное обстоятельство является нарушением и оплачивать компенсацию иностранному гражданину (если он виновник в ДТП) придется из своего кармана.
Европротокол может оформляться при соблюдении нескольких условий:
При составлении Европротокола действовать нужно следующим образом:
Сам бланк для оформления аварии по Европротоколу представляет собой извещение о ДТП. Он состоит из лицевой, оборотной стороны и вкладыша, который копирует всю внесенную информацию.
Извещение включает в себя несколько вопросов, касающихся обстоятельств дорожного происшествия.
Состоит из разделов:
Бланк для составления Европротокола выдается страхователям при .
Дополнительно водитель должен получить памятку с правилами заполнения . Посмотреть пример составления документа можно на информационном стенде в офисе страховой компании.
Если по каким-либо причинам бланк был утерян, то следует обратиться в страховую компанию за дубликатом. На месте ДТП допускается заполнение извещения другого водителя.
Не принимается Европротокол, составленный на обычном листе бумаги. Рекомендуется иметь при себе два бланка, чтобы при ДТП не переживать из-за отсутствия документа. Стоит учитывать, что извещение не должно быть порванным, помятым или испачканным.
С начала функционирования Европротокола и по сегодняшний день не вносились изменения в порядок оформления документа. А вот за нарушение законодательных норм придется заплатить штраф в увеличенном размере.
Так, при оставлении места ДТП и отказе оформлять происшествия с вызовом ГАИ или самостоятельно, предусмотрено наказание в виде лишения водительского удостоверения на полтора года или арест на 15 суток.
При самостоятельно оформлении Европротокола следует учитывать несколько важных нюансов:
Также необходимо сделать приближенные фотографии, отображающие полученные повреждения. Снимается машина не только пострадавшей стороны, но и виновника ДТП.
При составлении Европротокола следует ориентироваться на пример, предоставляемый страховой компанией вместе с бланком при покупке полиса ОСАГО. Нельзя допускать ошибки и помарки.
Если в извещении будут исправления, страховая компания может не принять его к рассмотрению.
Учитываются и другие правила оформления документа:
Схема ДТП для Европротокола составляется с максимально точным указанием нюансов расположения автомобилей.
Она должна отобрать информацию:
Схема должна выглядеть так:
Чтобы правильно оформить Европротокол, необходимо следовать инструкции:
Каждый водитель ставит подпись на лицевой стороне обеих частей извещений. Предварительно рекомендуется проверить корректность внесенных данных.
Ранее оформлять Европротокол можно было при условии, что размер ущерба составляет не более 25 тысяч рублей.
Сейчас максимальная выплата увеличена до 50 тысяч рублей. Если ущерб превышает данную сумму, то страховая компания не выплачивает компенсацию.
В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области максимальная сумма по Европротоколу составляет 400 тысяч рублей.
При этом у водителей в автомобилях должно быть установлено спутниковое оборудование для установки точного места происшествия.
Срок действия Европротокола при ДТП составляет 5 дней. В течение этого периода водитель должен обратиться в страховую компанию с документами для получения компенсации. Согласно , у страховщика есть 20 дней на возмещение ущерба.
Европротокол не оформляется в нескольких случаях:
Самостоятельно оценить ущерб бывает достаточно трудно. Особенно, если столкновение произошло с дорогостоящим автомобилем.
При возникновении сомнений лучше вызывать сотрудников ГАИ, что в дальнейшем не остаться без компенсации. Если же на машине небольшая царапина или вмятина, то можно оформлять происшествие по Европротоколу.
Составив Европротокол, необходимо внимательно проверить документ на отсутствие ошибок. Обязательно записываются контакты второго водителя.
С полисом ОСАГО и Европротоколом пострадавшему водителю следует обратиться в свою страховую компанию в течение 5 дней и написать заявление на получение компенсации.
После рассмотрения документов выдается направление на экспертизу. На ней должен присутствовать виновник ДТП, а также представить свою машину для осмотра.
После этого устанавливается сумма ущерба. Останется только получить от страховщика направление на ремонт автомобиля или денежную компенсацию.
Не рекомендуется до проведения экспертизы эксплуатировать автомобиль. На нем могут появиться другие повреждения, что будет расцениваться как ошибка в извещении о ДТП. Но данный вопрос следует обсудить в страховой компании.
Если будет получено разрешение на использование автомобиля, то можно продолжать эксплуатацию до экспертизы и ремонта. При этом страховщик должен выдать письменное разрешение, которое необходимо держать всегда при себе.
Европротокол – это документ, позволяющий оформить некоторые дорожно-транспортные происшествия в упрощенном порядке без вызова сотрудников ГИБДД. Официальное название европротокола – «Извещение о ДТП». Он был введен в обращение на территории России в июле 2015 года с целью разгрузить и без того загруженные дороги.
По статистике, значительная часть дорожно-транспортных происшествий обходится без тяжелых последствий, и большинство аварий оформляются лишь для того, чтобы получить компенсацию по страховке (ОСАГО или КАСКО).
Оформление ДТП по европротоколу не только предотвращает образование лишних пробок на дорогах, но и позволяет участникам столкновения сберечь свое время, а также избежать возможных штрафов за нарушение ПДД.
Но, несмотря на очевидные плюсы европротокола, многие автолюбители опасаются его заполнять самостоятельно и предпочитают дожидаться инспектора ГИБДД. Виною тому существование определенных условий, ведь не всякое ДТП можно оформить в упрощенном порядке.
Если рассматривать практическую сторону вопроса, то желание водителей побыстрее закончить с формальностями и разъехаться по своим делам возникает в двух случаях:
С юридической же точки зрения положение дел обстоит несколько иначе. Согласно статье 1.11 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 существует ряд обязательных условий для оформления ДТП по европротоколу:
Вопреки распространенной в сети информации, машина с прицепом в этом случае считается как одно транспортное средство.
Кроме этого, предполагаемые повреждения должны укладываться в ограничения по сумме страхового возмещения. Величина выплат устанавливается тем же законом:
Условием для применения последнего пункта будет фиксация обстоятельств ДТП с помощью фото- и видеосъемки, а также навигаторами, использующими GPS, ГЛОНАСС или другие глобальные спутниковые системы. Во всех остальных случаях европротокол не составляется и дорожно-транспортное происшествие оформляется в стандартном порядке.
При попадании в дорожно-транспортное происшествие необходимо остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Перед оформлением европротокола следует придерживаться следующего порядка действий:
Рекомендуется сделать съемку общей панорамы (с привязкой к дорожным знакам или другим стационарным элементам), каждого автомобиля крупным планом (с номерами), места повреждений ТС, а также снять следы торможения и обломки деталей.
Хорошо если найдутся свидетели происшествия. Зафиксируйте их координаты и попросите дать письменные показания.
Убедившись в том, что ситуация не требует участия уполномоченных лиц, можно приступать к заполнению европротокола, выданного страховщиком при заключении договора ОСАГО.
Бланк состоит из двух листов, соединенных между собой. Во время заполнения лицевой стороны все внесенные данные копируются на второй экземпляр, после чего бланк разъединяется и оформляется обратная сторона документа.
Разберем весь процесс заполнения Извещения по пунктам.
1. Место ДТП . Указывается наименование населенного пункта, улица и дом. Если авария случилась в загородной зоне, внесите название трассы и километр.
2. Дата ДТП . Здесь прописывается число и точное время столкновения. Перед заполнением согласуйте показания с другими участниками.
3. Количество поврежденных ТС . В поле третьего пункта вносится цифра 2, так как европротокол не предполагает участие большего числа транспортных средств.
4. Количество раненных и погибших . Здесь ставим прочерки. Любые телесные повреждения требуют присутствия ГИБДД.
5. Медицинское освидетельствование . В пятом пункте всегда отмечается "нет".
6. Ущерб, нанесенный другим ТС . Аналогично предыдущей графе ставим "нет", ведь в ДТП участвовали только 2 машины.
7. Свидетели ДТП . Здесь указываются данные очевидцев происшествия: ФИО, адрес и номер телефона.
8. Оформление сотрудниками ГИБДД . Европротокол составляется без участия уполномоченных лиц, поэтому отмечаем галочкой ответ "нет".
9, 10, 11 . Указанные пункты отражают информацию об автомобиле и его собственнике. Сюда вносятся данные из свидетельства о регистрации ТС. В п. 11 указывается ФИО водителя.
12. Страховщик . В этой строке прописывается наименование страховой компании, а чуть ниже вносятся сведения о действующем полисе ОСАГО.
13. Место первоначального удара . Отметьте стрелочкой область, куда пришелся первый удар.
14. Перечень поврежденных деталей . В этом пункте нужно перечислить список всех видимых повреждений и указать их характер (вмятина, скол, царапина и др.).
15. Замечания . Здесь прописывается виновен или нет участник столкновения.
16. Обстоятельства ДТП . В указанном поле водители отмечают события и детали, характеризующие момент происшествия. После внесения всех обстоятельств в итоговой графе укажите их суммарное значение. Следите за тем, чтобы каждый из участников заполнял именно свой столбик.
17. Схема ДТП . Этому пункту нужно уделить особое внимание. Схема должна отражать направление движения ТС, их расположение в момент столкновения и после него. Не забудьте указать наличие дорожных знаков, название улиц и номер ближайшего дома (смотрите пример на рисунке ниже).
Пример оформления схемы ДТП
18. Подписи водителей . Заполненное извещение подписывается обоими участниками дорожно-транспортного происшествия.
После разъединения бланка вторая страница европротокола заполняется самостоятельно каждым участником ДТП.
1. Транспортное средство . Здесь отмечается буква "А" или "В", которой обозначался автомобиль во время заполнения первой страницы европротокола.
2. Обстоятельства ДТП . Этот пункт предназначен для краткого описания аварии и событий, предшествующих ей. Поясните, как произошло столкновение с указанием даты, времени, места и номеров участвующих транспортных средств.
3. ТС находилось под управлением . Тут отмечается, кто был за рулем автомобиля в момент ДТП: владелец авто или другой человек.
4. 5 . В указанных полях при оформлении европротокола ставится прочерк.
6. Может ли ТС передвигаться своим ходом . Отметьте возможность самостоятельного движения автомобиля или ее отсутствие.
7. Примечание . В этот пункт вносятся сведения о наличии фото- и видеоматериалов с места ДТП.
Завершая заполнение бланка европротокола, не забудьте поставить подпись (с расшифровкой) и дату заполнения документа.
Очень желательно не допускать ошибок, поскольку исправления могут стать причиной отказа в возмещении ущерба. По любым спорным вопросам не стесняйтесь беспокоить страховую компанию, оператор горячей линии подскажет, как правильно заполнить документ.
Заполненный европротокол вместе с заявлением о возмещении убытка направляют в офис страховщика в течение пяти рабочих дней. Будьте готовы к тому, что страховая компания может затребовать транспортное средство для проведения осмотра или независимой экспертизы. На выполнение этого условия также отводится не более 5 суток. При этом участники ДТП не имеют права самостоятельно ремонтировать автомобиль в течение 15 календарных дней.
Обращаясь за страховой выплатой по европротоколу нужно понимать, что получив возмещение, пострадавшая сторона больше не сможет предъявлять другие требования по этому же ДТП. Исключением является вред здоровью, о котором потерпевший не знал на момент подачи заявления. В таком случае он имеет право обратиться к страховщику виновника дорожно-транспортного происшествия.
В любом случае, перед обращением за компенсацией в страховую компанию, во избежание обмана и затягивания выплат со стороны страховщика, мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться с опытным юристом.
Вместо заключения, заглянем немного вперед, в обозримое будущее, где нас ожидают некоторые изменения в части правил оформления европротокола.
С 1 октября 2019 года для получения страховки по ДТП, оформленным без участия уполномоченных лиц, к европротоколу в обязательном порядке должны прикладываться данные с места аварии, поясняющие обстоятельства происшествия.
В качестве указанных свидетельств могут использоваться фото- и видеоматериалы, а также съемка события средствами навигации, подключенными к системе ГЛОНАСС, GPS или другим глобальным спутниковым системам.
Остается только надеяться, что и сумма страхового возмещения будет также приравнена к максимальному лимиту по ОСАГО.
При ДТП водители обязаны убрать транспортные средства с проезжей части, если в аварии были повреждены только автомобили и при этом создаются помехи для движения других участников движения. Предварительно необходимо зафиксировать расположение автомобилей с помощью фото- или видеозаписи.
Если виновность кого-либо из участников ДТП вызывает сомнения или участники происшествия не согласны с его обстоятельствами, необходимо позвонить в полицию (телефон 02, 112 или 911) и следовать указаниям сотрудника полиции. Дальше участники аварии (по указанию инспектора полиции) следуют для оформления ДТП либо на ближайший пост ДПС, либо в ближайшую дежурную часть ГИБДД, где и производится оформление аварии.
Если спора о виновности нет, а характер и перечень повреждений транспортных средств не вызывает разногласий, участники самостоятельно (не обращаясь в полицию) фиксируют происшествие и следуют на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД для дальнейшего оформления аварии и получения необходимых документов.
В этом случае нужно обязательно зафиксировать расположение транспортных средств, следов столкновения и привязку к стационарным объектам (дома, магазины и пр.).
Можно обойтись и вовсе без оформления ДТП, если повреждены транспортные средства или иное имущество только участников происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов. Например, каждый автомобиль застрахован по каско, повреждения минимальны, а для получения страхового возмещения (по правилам страхования) не нужны справки (уточните этот пункт в вашей страховой компании). Либо повреждения минимальны (царапины или потертости) и участники ДТП не собираются обращаться за компенсацией и не имеют друг к другу претензий. В этом случае необходимо согласие водителей. Достаточно оформить такое согласие в виде расписки, где указать, что никаких претензий у участников друг к другу нет и отсутствует необходимость в оформлении ДТП.
Если повреждения невелики (подробнее о том, как оценить степень повреждений, читайте в нашей статье), можно оформить происшествие без участия сотрудников полиции по европротоколу.
Для этого необходимо заполнить бланк извещения о ДТП, который прилагается к полису ОСАГО (как правило, вручается страхователю при заключении договора ОСАГО).
Ограничение суммы по повреждениям:
ВАЖНО: Если впоследствии выяснится, что сумма ущерба больше названных лимитов, пострадавший вправе предъявить требование о компенсации недостающей суммы непосредственно с виновника.Оформив ДТП по европротоколу, можно обратиться в страховую компанию и по полису каско. В этом случае ограничение по сумме выплаты будет такое же, как в ОСАГО.
Иные обязательные условия для оформления европротокола включают в себя:
Фото- или видеосъемка должна быть выполнена не позже 60 минут после дорожно-транспортного происшествия.
Что должно быть зафиксировано:
Оба водителя заполняют одно извещение о ДТП. Бланк извещения самокопируемый. Один водитель заполняет колонку «А», другой ― колонку «В». После заполнения лицевой стороны извещения, бланк разъединяется - по одному экземпляру для каждого водителя. На обороте водители заполняют каждый свой бланк.
На лицевой стороне извещения должна содержаться информация о месте, дате, времени ДТП, сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и т.п. (заполняются все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне бланка Извещения о ДТП).
В п. 14 указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей автомобиля. Указываем кратко все повреждения (например, вмятина на левом переднем крыле). Скрытые повреждения будут выявлены и описаны при осмотре автомобиля экспертами после обращения в страховую компанию.
В п. 15 «Замечания» можно указать дополнительные сведения, если что-то не указали в п. 16 «Обстоятельства ДТП».
В п. 16 отмечаются обстоятельства ДТП (в крупных клетках, расположенных внизу, заполняется число отмеченных клеток). Заполняйте внимательно. Если автомобиль во время столкновения стоял, отмечайте соответствующий квадратик (клетку).
В п. 17 составляется схема ДТП. Схематично фиксируются транспортные средства после ДТП и обозначается направление движение каждого до момента столкновения.
Извещение подписывается каждым водителем в п. 15 и 18.
Оборотную сторону извещения каждый водитель заполняет самостоятельно.
Пустые графы можно отметить прочерком. После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.
После оформления ДТП и заполнения бланка Европротокола, желательно сделать копию своего экземпляра. В дороге вас может остановить инспектор ДПС и поинтересоваться причиной разбитого автомобиля. В этом случае будет достаточно показать копию извещения о ДТП.
В течение пяти рабочих дней потерпевший обращается в свою страховую компанию и передает страховщику:
1) бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии;
2) заявление о прямом возмещении убытков (заполняется в произвольной форме, или (чаще всего) образец предоставляется страховой компанией, где нужно заполнить необходимые графы);
3) электронный носитель с информацией (карта памяти с фото- или видеозаписью с места ДТП). При этом указывается, что вы не вносили изменений в фото и (или) видеозапись, то есть информация является некорректированной.
Направляет бланк извещения о ДТП в свою страховую компанию. В течение пятнадцати дней с момента аварии не имеет права ремонтировать свой автомобиль. Если нужно приступить к ремонту, нужно предоставить машину к осмотру в страховую компанию потерпевшего или получить разрешение на начало ремонта.