г) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих профессиональное или иное образование;
д) заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о рождении детей;
е) фотографию размером 3 х 4 см - 1 шт. (только гражданам женского пола);
ж) фотографию размером 9 х 12 см (анфас). На ее обороте чернилами указываются фамилия, имя, отчество и дата фотографирования. Фотография заверяется военным комиссаром и гербовой печатью военного комиссариата;
з) копию свидетельства о рождении;
и) служебную характеристику с последнего места работы (учебы);
к) выписку из домовой книги.
14. В целях проверки анкетных данных и получения достоверных сведений о привлечении кандидата к уголовной или административной ответственности, назначении наказания, не связанного с лишением свободы (условное осуждение, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности, возложение обязанности возместить причиненный ущерб и другие наказания, в том числе связанные со злоупотреблением спиртными напитками, употреблением и распространением наркотиков), на каждого кандидата направляется запрос в местные органы внутренних дел.
После получения положительных ответов на запросы из органов внутренних дел, заверенных печатью, специалист по отбору кандидатов на военную службу по контракту оформляет личное дело кандидата, желающего поступить на военную службу по контракту, которое состоит из следующего:
Послужного списка, который составляется на основании военного билета;
Фотографии размером 9 х 12 см;
Аттестационных и дополнительных материалов, которые должны быть подшиты в следующем порядке:
а) личное заявление о желании поступить на военную службу по контракту;
б) автобиография, написанная собственноручно в произвольной форме;
в) копии документов, подтверждающих профессиональное или иное образование;
г) служебная характеристика с последнего места работы (учебы, службы);
д) выписка из домовой книги;
е) копии свидетельств о браке и рождении детей для женатых (замужних) кандидатов;
ж) справка из органов дознания, предварительного следствия и внутренних дел, заверенная гербовой печатью;
з) карта медицинского освидетельствования гражданина, поступающего на военную службу по контракту;
и) результаты социально-психологического изучения и психологического (психофизиологического) обследования кандидата;
к) выписка из книги протоколов заседания комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.
В кармане личного дела кандидата, отобранного для поступления на военную службу по контракту, должны находиться:
Карта профессионального психологического отбора с результатами профессионального психологического отбора кандидата и заключением о его профессиональной пригодности;
Флюорограмма (рентгенограмма) органов грудной клетки в двух проекциях;
Результаты ЭКГ-исследования в покое и после нагрузки;
Результаты общего анализа крови;
Результаты анализа крови на вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) и серологических реакций на сифилис;
Результаты общего анализа мочи;
Справка из психоневрологического диспансера;
Справка из противотуберкулезного диспансера;
Справка из кожно-венерологического диспансера.
Военные комиссариаты регистрируют и принимают к рассмотрению поступившие заявления граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту. Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на военную службу по контракту.
15. Военный комиссар рассматривает принятое заявление в течение месяца и дает указания:
О проведении медицинского освидетельствования кандидата;
О проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
О проверке соответствия уровня его образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;
О рассмотрении его кандидатуры комиссией военного комиссариата по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту (далее - комиссия военного комиссариата по отбору кандидатов).
Кандидат в необходимых случаях в установленном порядке проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Определение соответствия кандидатов, отбираемых военными комиссариатами, требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов. В работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.
27. К гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту, законодательством о воинской обязанности и военной службе предъявляются определенного рода требования, обусловленные тем, что на военнослужащих в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
29. Согласно комментируемому пункту выделяются, помимо командира (начальника, военного комиссара), еще два субъекта, которые правомочны определять соответствие граждан требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту. Таковыми являются комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, и аттестационные комиссии воинских частей.
При этом, в работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.
31. В комментируемом пункте приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении с кандидатом контракта о прохождении военной службы.
Копия решения комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов (аттестационной комиссии воинской части) должна быть выдана гражданину (иностранному гражданину) по его просьбе в течение трех дней со дня принятия решения.
32. Правомерность отказа в заключении контракта о прохождении военной службы по основаниям, перечисленным в комментируемом пункте, подтверждается и судебной практикой. В частности, в качестве примера можно привести решение военного суда Челябинского гарнизона от 17 января 2001 г. Судом установлено, что Шафер обратился в суд с жалобой на действия министра обороны Российской Федерации, который своим приказом от 16 февраля 2000 г. N 109 уволил заявителя с военной службы в запас в соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 51 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, т.е. по истечении срока контракта о прохождении военной службы, и на действия полковника Симагина, который, будучи так же, как и заявитель, прикомандированным в РОСТО и являясь для заявителя непосредственным воинским начальником согласно УВС ВС РФ, не дал ему рекомендацию для заключения нового контракта о прохождении военной службы после проведения с ним окончательной беседы до его увольнения, во время которой заявитель выразил категорическое несогласие с увольнением с военной службы.
Полагая, что указанные действия начальников противоречат законодательству, заявитель просит суд признать приказ министра обороны Российской Федерации от 16 февраля 2000 г. N 109 в части его увольнения незаконным и не действующим с момента его издания и восстановить его на военной службе.
Представитель заявителя Резанов, поддерживая требования заявителя, уточнил, что вынесенный в отношении Шафера приговор военного суда Магнитогорского гарнизона от 3 августа 1999 г. был 4 октября 2000 г. по протесту переквалифицирован и отменен, поэтому решение об увольнении Шафера было незаконным. Кроме того, приговором суда ему было назначено наказание, от которого он был освобожден по амнистии.
Полковник Симагин, представляющий также министра обороны Российской Федерации, не признал требований заявителя. В судебном заседании он пояснил, что действительно полковник Шафер был уволен с военной службы приказом министра обороны Российской Федерации от 2 февраля 2000 г. N 109, поскольку у него закончился срок контракта, а новый контракт с ним не был заключен, так как 3 августа 1999 г. в отношении заявителя был вынесен обвинительный приговор, которым было назначено наказание. Симагин действительно вначале готовил документы для продления контракта полковнику Шаферу, однако позже окончательно принял решение не давать рекомендацию для продления контракта, о чем в ходе беседы 11 января 2000 г. официально сообщил заявителю. Это решение он принял в связи с вынесением Шаферу обвинительного приговора.
Из объяснений Симагина и представленной копии представления к увольнению следует, что 26 октября 1999 г. заявитель подал рапорт о заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, однако ему было отказано, так как в отношении его 3 августа 1999 г. военным судом Магнитогорского гарнизона был вынесен обвинительный приговор, и ему было назначено наказание.
Контрактом подтверждается, что к моменту издания приказа об увольнении Шафера у него полностью истек срок контракта о прохождении военной службы, а представленной копией приговора военного суда Магнитогорского гарнизона от 3 августа 1999 г. подтверждается, что к этому моменту в отношении заявителя был вынесен обвинительный приговор и назначено наказание. От назначенного наказания Шафер был освобожден по амнистии, однако это не является утверждением того, что ему не было назначено наказание по приговору суда.
Согласно требованиям п. 5 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ч. 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а военнослужащим, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, может быть отказано в заключении нового контракта по указанным основаниям.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что полковник Шафер был уволен с военной службы по истечении срока контракта, а новый контракт с ним не заключен по причине вынесения в отношении его обвинительного приговора суда с назначением наказания, в то же время не установлено каких-либо незаконных действий должностных лиц - министра обороны Российской Федерации и полковника Симагина, нарушающих права и свободы Шафера в связи с увольнением его с военной службы и незаключением с ним нового контракта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191 , , 239-5 , 239-7 ГПК РСФСР, военный суд решил: в удовлетворении жалобы военнослужащего полковника Шафера на действия министра обороны Российской Федерации и полковника Симагина А.Н., связанные с увольнением заявителя с военной службы, отказать. Признать, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий должностных лиц.
Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, являются военно-служебными отношениями. Следовательно, нормы гражданского права, трудового и других отраслей права к отношениям, связанным с данным контрактом, применяться не могут.
Как уже отмечалось, поступление на военную службу по контракту предусматривает заключение гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, контракта о прохождении военной службы, который заключается письменно по типовой форме.
Рассмотрим порядок заключения контракта.
Контракт о прохождении военной службы вправе заключать:
Военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее 6 месяцев;
Граждане, пребывающие в запасе;
Граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования;
Граждане женского пола, не пребывающие в запасе;
Другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ;
Граждане, поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования на особых условиях;
Иностранные граждане, законно находящиеся на территории
Основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются:
Отсутствие в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;
Решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;
Решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен:
С гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание;
С гражданами, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд;
С гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
С гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы;
С гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.
Командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее, чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.
В случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в заключении контракта о прохождении военной службы он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.
Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:
Граждане в возрасте от 18 до 40 лет;
Иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.
Первый контракт о прохождении военной службы заключается на срок:
С гражданином РФ, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины;
С гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования и получившим воинское звание офицера.
С иностранным гражданином на должности солдат, матросов, сержантов, старшин;
С гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой предусмотрены воинские звания прапорщик, мичман или офицер;
на время обучения в образовательном учреждении и 5 лет военной службы после его окончания - с военнослужащим, обучающимся в военном образовательном учреждении профессионального образования.
Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт о прохождении военной службы на меньший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит 3 года или 5 лет (для должностей солдат, матросов, сержантов и старшин).
С военнослужащими, проходящими службу по призыву и изъявившими желание поступить на службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и т.п.) либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, не ранее чем за 1 месяц до истечения срока военной службы по призыву может быть заключен контракт о прохождении военной службы от 6 месяцев до 1 года.
По истечении срока первого контракта военнослужащие - иностранные граждане увольняются с военной службы. В случае принятия ими гражданства РФ, с ними может быть заключен новый контракт.
Новый контракт заключается с военнослужащими, проходящими службу по контракту в случаях:
Окончания срока предыдущего контракта;
Зачисления в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;
Отчисления из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры;
Перевода из ВС РФ в федеральный орган исполнительной власти и наоборот.
Новый контракт заключается на срок:
С гражданином, проходившим военную службу по контракту, - на 3 года, 5 лет, 10 лет либо на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе;
При зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру - на время обучения и на 5 лет военной службы после их окончания;
С гражданином, проходившим службу по контракту или пребывающим в запасе в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и т.п.) либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, - на срок от 6 месяцев до 1 года.
Порядок подачи документов для заключения первого или нового контрактов, а также прохождение испытаний оговорены в федеральном законодательстве, регламентирующем порядок прохождения военной службы.
1. Ф.И.О., гражданство, воинское звание лица (военнослужащего), заключающего контракт, число, месяц и год его рождения.
2. Наименование федерального органа исполнительной власти, с которым заключается контракт, должность, воинское звание, фамилия и инициалы должностного лица, подписывающего контракт от имени этого органа.
3. Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования или органы, где гражданин (военнослужащий) будет проходить военную службу.
4. Дата подписания контракта гражданином (военнослужащим) и должностным лицом от имени федерального органа исполнительной власти.
5. Дата и номер приказа соответствующего должностного лица, в котором объявлено о вступлении контракта в силу.
6. Срок, в течение которого гражданин (военнослужащий) обязуется проходить военную службу.
7. Обязанности военнослужащего:
Проходить военную службу в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах в течение установленного контрактом срока;
Добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, а также контрактом;
Соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.
8. Права военнослужащего:
На отдых;
Социальную защиту его и членов семьи;
Денежное вознаграждение;
Льготы и компенсации;
Иные, предусмотренные нормативно-правовыми актами и законодательством РФ.
9. Обязанности органа, заключающего контракт, обеспечить необходимые условия для прохождения службы военнослужащим.
10. Взаимная ответственность сторон.
11. Основания прекращения данного контракта.
Контракт составляется в 2 экземплярах, каждый подписывается лицами, его заключившими. Подпись должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью.
Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу военнослужащего, заключившего контракт, а второй экземпляр выдается ему на руки.
Срок контракта исчисляется со дня (календарной даты) вступления его в силу (т.е. с момента издания специального приказа соответствующего должностного лица в зависимости от воинского звания военнослужащего).
Контракт прекращает свое действие со дня:
а) исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи:
С увольнением с военной службы;
Гибелью (смертью);
Признанием безвестно отсутствующим;
Объявлением умершим;
б) заключения с военнослужащим нового контракта;
в) назначения военнослужащего на должность руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
г) со дня приостановления военной службы и в иных случаях, установленных федеральным законодательством.
Что представляет собой служба в армии по контракту? Это военная деятельность в вооруженных силах, осуществляемая на добровольной основе, когда гражданин, желающий проходить службу, подписывает контакт на определенный период. Служба по контракту имеет определенные условия для военнослужащих и предполагает наличие стабильной зарплаты, социального пакета, всевозможных льгот, денежных компенсаций, поощрений.
Мы подробно остановимся на важных деталях контрактной службы и расскажем вам в данной публикации о преимуществам службы по контракту в ВС РФ и требованиях, предъявляемых к контрактникам.
Условия, при которых гражданин заключает контракт и в дальнейшем поступает на добровольную военную службу, закреплены на законодательном уровне. Все требования к контрактникам регламентируются следующими нормативными документами:
В соответствии с этими законодательными актами к гражданам, которые поступают на добровольную контрактную службу в армию, предъявляется ряд обязательных требований:
Если вы приняли решение поступить на службу в армию по контракту , то первым делом требуется приехать в местный пункт отбора контрактников за подробной консультацией по вопросам относительно поступления на контрактную военную службу и условий ее прохождения. Для обратившегося гражданина будут представлены вакансии военных должностей, на которые он может претендовать, а также будет оформлена соответствующая рекомендация для предоставления в военный комиссариат.
После этого гражданин, претендующий на место контрактника, должен с паспортом обратиться в местный отдел военного комиссариата и подать там заявление, которое будет рассмотрено военным комиссаром. Далее будут назначены мероприятия, задача которых состоит в определении состояния здоровья претендента и уровня его физической подготовки. После того, как эти два этапа будут пройдены, принимается заключительное решение о том, возможно ли данного гражданина принять на военную службу по контракту.
Если все проверки и тесты пройдены гражданином успешно, то ему будет оформляется военный билет, после чего будет заключен контракт на военную службу в ВС РФ. Далее он направляется в военно-учебную часть, где он будет проходить в интенсивном режиме курс общевойсковой подготовки. В период обучения командный состав будет наблюдать за новоиспеченным контрактником, изучать его профессиональные, личные, физические качества. Также будет анализироваться его склонность к лидерству (необходима для сержантских должностей). После того, как учебный курс будет пройден, контрактник направляется на основное место, где будет проходить его служба в вооруженных силах.
На текущий год есть два основных законодательных документа, которые устанавливают размер и виды денежного довольствия, причитающегося военнослужащим контрактной службы в ВС РФ:
Базовая зарплата военнослужащих по контракту, согласно упомянутым законам, складывается из двух частей:
К основному денежному довольствию контрактника в Вооруженных Силах Российской Федерации ежемесячно добавляются различные надбавки за:
Дополнительно выплачивается ежегодная материальная помощь (ЕДВ) и премии за то, что военнослужащий отлично справляется со своими служебными должностными обязанностями.
Остановим свое внимание на конкретных цифрах и озвучим средний размер денежного довольствия военнослужащих контрактников в 2018 году составил:
Данные цифры по размерам зарплат военнослужащих по контракту ещё в 2017 году были озвучены Татьяной Шевцовой, заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающей за организацию финансового обеспечения Вооруженных Сил РФ. Кстати, Шевцова является единственной женщиной в России имеющей звание соответствующее генералу-армии - действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.
С 1 января 2018 года в 1,04 раза было повышено денежное довольствие военнослужащих (Постановление Правительства РФ от 21.12.2017 №1598 » О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти). Это повышение затронет и контрактников - размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Помимо денежного довольствия для контрактников установлены различного рода льготы и материальные компенсации. К ним относятся:
Стоит отметить, что для военнослужащих контрактной службы государство предусмотрело широкий пакет социальных льгот:
* Согласно ст. 20 «Проезд на транспорте. Почтовые отправления» Федерального закона №76-ФЗ от 27.05. 1998 «О статусе военнослужащих»:
1.1. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (каникулярного) отпуска и обратно. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год к месту использования основного (каникулярного) отпуска на территории Российской Федерации и обратно.
1.2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Контрактная армия в России – относительно новое явление, и прежде чем поступить на военную службу по контракту, следует знать какие плюсы и минусы вас ожидают.
Давайте заострим внимание на положительных моментах:
Говоря о плюсах службы по контракту нельзя не вспомнить и о минусах:
Подводя итоги, можно отметить, что переход российской армии на службу по контракту - это новое перспективное решение, способное поднять престиж Вооруженных Сил, а также обеспечить выполнение стоящих перед армией задач, как в мирное время, так и в случае войны. Контрактная служба гарантирует стабильную достойную зарплату военнослужащим контрактникам, а также предлагает ряд преимуществ и привилегий.
Тем не менее, перед тем как принять окончательное решение, взвешенно обдумайте все плюсы и минусы службы в армии по контракту, вы должны понимать степень ответственности как за свою жизнь, за жизнь своих боевых товарищей, так и за жизнь тех, кого вы защищаете, служа в Российской Армии. Безусловно, служба по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации - это престижное и благородное дело.
И т.д.
Президент России Владимир Путин сказал, что численность контрактников в 2015 году в российской армии будет увеличена. Количество солдат, матросов, сержантов и старшин, которые заключили контракт на службу в Вооруженных Силах РФ, к 1 января 2017 года должно по поручению президента РФ составить 425 тысяч человек. Для этого власти планируют провести популяризацию службы по контракту. Увеличить количество мобильных и стационарных пунктов приема желающих пойти на службу и даже пересмотреть некоторые условия. Итак, какая она – служба по контракту в 2016 году? Куда необходимо обратится, чтобы подписать контракт, как выбрать оптимальное место службы и на что рассчитывать в ее процессе. Попробуем разобраться.
Служба по контракту в 2016 году это не обычная работа. Военнослужащий российской армии, служащий по контракту - это самый настоящий профессиональный защитник Российской Федерации. Именно от профессионализма контрактников зависит боеспособность всей армии. Именно поэтому одним из самых важных направлений деятельности Министерства обороны РФ остается совершенствование системы комплектования российской армии по контракту рядовым и сержантским составом.
Важную роль в вопросах привлекательности контрактной службы в армии для граждан играет денежное довольствие контрактников. Так для рядового состава российской армии при службе по контракту в 2016 году денежное довольствие составляет:
В сухопутных войсках - от 18 тысяч рублей;
В военно-воздушных службах - от 20 тысяч рублей;
На военно-морском флоте - от 22 тысяч рублей;
На подводных лодках ВМФ - от 40 тысяч рублей.
Но это не означает, что при выборе контрактной службы нужно ориентироваться на денежное довольствие. Конечно же, контрактник может высказать свои предпочтения и пожелания к роду войск и месту службы. Более того, он может написать рапорт на контракт в конкретную воинскую часть, однако перед подписанием контракта все равно будет проверена его профессиональная, физическая и психологическая пригодность. Именно на основании этих тестов и исследований и будет принято окончательное решение по каждому кандидату на службу по контракту.
Помимо стабильной заработной платы и возможности выбрать конкретное место службы, военнослужащим - контрактникам положены и некоторые особые гарантии по сравнению с офисными или сельскохозяйственными работниками. В частности, российское государство предоставляет им следующие
Помимо гарантированных федеральным законодательством льгот регионы имеют право оказывать и иные меры социальной и материальной поддержки и военнослужащим, и их семьям. Но чтобы получить все это, сначала надо подписать контракт о прохождении службы.
Он заключается гражданином РФ или же иностранным гражданином с Министерством обороны РФ в письменном виде. Для контракта существует типовая форма, разработанная на основании положения о порядке прохождения военной службы в РФ. В контракте обязательно закрепляются добровольность волеизъявления для поступления гражданина на службу по контракту. Кроме того, в контракте обязательно указывается, на какой срок заключен контракт и все условия контракта.
Вступление в силу контракта о прохождении военной службы наступает со дня подписания его уполномоченным должностным лицом, как определено Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденном приказом МО РФ. Окончание контракта наступает в день, когда военнослужащий заключает другой контракт на прохождение военной службы или исключается из списков воинской части в связи с истечением срока контракта. Кроме того, в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» и других Федеральных законах установлен ряд иных обстоятельств для окончания контракта до истечения его срока.
Прежде всего необходимо определиться с пунктом, куда обращаться для заключения контракта. Желающий поступить на военную службу по контракту должен подать заявление в военкомат , специализированный пункт набора на контрактную службу или непосредственно в воинскую часть, где хочет служить. Обязательно надо взять с собой оригинал паспорта, военного билета и документов об образовании. Кроме того, соискатель должен написать автобиографию. О том, какие еще документы будут нужны для подписания контракта смогут более подробно рассказать в военном комиссариате или пункте набора.
После подачи документов соискателю придется пройти медицинскую комиссию , психологическое тестирование и профессиональный отбор . Только после этого будет принято решение о принятии на контрактную службу или об отказе в этом.
Основными причинами для отказа в поступлении на контрактную службу обычно становится несоответствие соискателя медицинским и профессиональным требованиям, а также отсутствие вакантных мест. Никогда не принимают на контрактную службу в российской армии лиц, имеющих судимость, даже погашенную, или находящихся под следствием.
Кроме того, существует ограничение по возрасту для подписания первого контракта - не менее 18 лет и не более 40 лет для всех граждан РФ и не более 35 лет для иностранных граждан. Также не примут на контрактную службу гражданина, не имеющего среднего образования. Конечно, если есть какая-либо гражданская специальность, это будет несомненным плюсом для соискателя.
Большое значение имеет уровень физической подготовки будущего контрактника. Он должен обязательно соответствовать нормативам, которые установлены НФП-2014 . При этом оцениваются такие физические качества соискателя, как сила, выносливость, и скорость. Для проверки физической подготовки предусмотрены специальные тесты, включающие в себя выполнение одного упражнения по каждому из необходимых физических качеств.
Гражданин, успешно прошедший все испытания получает запись в военный билет и с ним заключается контракт на прохождение службы. После этого он не идет служить сразу в военную часть, а отправляется в военно-учебную часть для прохождения курса интенсивной общевойсковой подготовки, иначе говоря, курса молодого бойца, знакомого всем служившим срочную службу. В процессе этой подготовки командование изучает физические, личные и профессиональные качества нового контрактника, и его лидерские качества и уровень образованности. После окончания учебного курса военнослужащий контрактной службы отправляется на место, где он будет проходить службу.
Как говорит статистика, около пятой части от всех, заключивших контракт граждан, разрывают его в самом начале службы. Чаще всего, в первые месяцы. Причины для этого разные – слишком тяжелые условия, необходимость рисковать здоровьем и даже жизнью, отсутствие времени для личной жизни, тяжелые бытовые условия. Однако разрываются контракты также по инициативе командования. Многие контрактники не могут пройти испытательный срок, а также злоупотребляют алкогольными напитками. Поэтому, прежде чем решиться на службу по контракту в 2016 году необходимо тщательно взвесить свои силы, возможности и готовность «стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы».
1. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
2. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
3. Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
4. Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случае, указанном в пункте 6 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.
5. Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
6. Военнослужащие, назначенные на должность министра обороны Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, проходят военную службу в соответствующей должности без заключения контракта о прохождении военной службы. Контракт о прохождении военной службы, который был заключен военнослужащими до назначения на указанную должность, прекращает свое действие. За указанными военнослужащими сохраняется статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
После освобождения указанных военнослужащих от должности они заключают новый контракт о прохождении военной службы или увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые определяются настоящим Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы.
(статья 33 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"):
1. Гражданин, (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.
2. Медицинское освидетельствование граждан (иностранных граждан) проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе в соответствии с пунктом 2 статьи 30 настоящего Федерального закона. На военную службу по контракту может быть принят гражданин (иностранный гражданин), признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.
3. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе по контракту на конкретных воинских должностях:
На военную службу по контракту не может быть принят гражданин (иностранный гражданин), отнесенный по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности.
4. Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, кроме требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, также должен соответствовать требованиям по уровню:
Образования;
Профессиональной подготовки;
Физической подготовки.
5. Требования, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, устанавливаются министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.
(Статья 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"):
1. Контракт о прохождении военной службы вправе заключать:
Военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, окончившие до призыва на военную службу государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и получившие в указанных образовательных учреждениях высшее профессиональное образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее 3 месяцев;
Граждане, пребывающие в запасе;
Граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и получившие в указанных образовательных учреждениях высшее профессиональное образование;
Граждане женского пола, не пребывающие в запасе;
Другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Граждане, поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, заключают контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Контракт о прохождении военной службы также вправе заключать иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.
2. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:
граждане в возрасте от 19 до 35 лет.
3. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, и иностранных граждан осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих - воинскими частями в порядке, устанавливаемом Положением о порядке прохождения военной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
4. Определение соответствия граждан (иностранных граждан) требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.
Определение соответствия военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей.
В работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.
Копия решения комиссии должна быть выдана гражданину (иностранному гражданину) по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения.
5. Основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются:
Отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;
Решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;
Решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание, либо предварительное следствие, или уголовное дело в отношении которых передано в суд, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.
6. Командир (начальник) воинской части принимает решение о заключен нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.
7. В случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в заключении контракта о прохождении военной службы он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.
Гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (не состоящий на воинском учете - в военный комиссариат по месту жительства), или в воинскую часть.
В заявлении указываются:
а) фамилия, имя и отчество гражданина, число, месяц и год его рождения;
б) место жительства;
в) наименование федерального органа исполнительной власти, с которым гражданин желает заключить контракт;
г) срок, на который предполагается заключение контракта.
Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство , и представляет:
а) Послужной список, составленный на основании военного билета (в формате А3);
б) 4 фотографии 9х12 см (в анфас);
в) Автобиографию, написанную в произвольной форме;
г) Анкету кандидата на военную службу по контракту;
д) Копии документов, о профессиональном или ином образовании;
е) Копию трудовой книжки;
ж) Служебную характеристику кандидата с последнего места работы или учебы;
з) Справку из органов МВД, о проведенной проверке по наличию судимости, привлечению к административной ответственности и проверке по информационному центру ГУВД;
и) Выписку из домовой книги по месту жительства;
к) Копию свидетельства о рождении кандидата;
л) Копию военного билета;
м) Копии свидетельств о браке и рождении детей (для женатых (замужних) кандидатов);
н) Карту медицинского освидетельствования гражданина, поступающего на военную службу по контракту;
о) Результаты социально-психологического изучения и психологического (психофизиологического) обследования кандидата;
п) Результаты проверки физической подготовки;
р) Копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства (ИНН);
с) Копию страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
т) Дополнительные документы.
Перечень и содержание дополнительных документов, представляемых гражданином в военный комиссариат при поступлении на военную службу по контракту, могут устанавливаться Министром обороны Российской Федерации (в воинских частях - руководителями федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подчинением этих воинских частей).
P.S. Полную информацию об условиях приема, порядке заключения контракта и воинских частях, в которые требуются солдаты и сержанты по контракту можно получить в военном комиссариате своего города или района.