Президент России Владимир Путин наделил Федеральную службу безопасности (ФСБ) России правом изымать земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества для государственных нужд. Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Is_photorep_included10676477: 1
Как следует из документа, в положение о ФСБ РФ вносится изменение, согласно которому ведомство «принимает в пределах своих полномочий решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации».
Указ вступает в силу со дня подписания.
Из указа следует, что реализация изменений не требует дополнительных средств из бюджета и увеличения численности штата ФСБ.
Примечательно, что в марте Федеральная служба охраны (ФСО) России также получила право принимать решения об изъятии земель для госнужд. Соответствующий запрос ФСО направила в августе прошлого года. Служба попросила разрешить ей принимать «решения об изъятии земельных участков для государственных нужд в целях строительства и реконструкции объектов федерального значения, соответствующих сфере ведения ФСО России».
Тогда же, в августе 2016 года, ФСБ также попросила наделить ее правом изымать земли.
В спецслужбе отмечали, что новые полномочия позволят ей «в полной мере обеспечить решение задач, возложенных на ФСБ России действующим законодательством и полностью соответствуют ст. 49 [Земельного кодекса]». В этой статье говорится, что изъятие земель для государственных нужд может осуществляться в исключительных случаях, связанных с выполнением международных договоров, строительством, реконструкцией объектов государственного и местного значения, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами.
В свою очередь в пояснительной записке к проекту указа, подготовленному ФСБ, говорилось, что
право изымать земли нужно спецслужбе для обеспечения безопасности в зонах с особыми условиями использования территорий и вблизи государственных границ.
Аналогичные ранее проведенные корректировки коснулись, в частности, Министерства обороны, которое также получило право принимать решения об изъятии земельных участков для госнужд. В феврале же этого года право изымать земли получило Росимущество.
Согласно законодательству, при изъятии земли и расположенной на ней недвижимости граждане имеют право на компенсацию. При этом на материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющие такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения.
Стоит отметить, что возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.
Напомним, год назад,
в мае 2016 года, президент России Владимир Путин подписал указ об освобождении 70-летнего Евгения Мурова от должности директора Федеральной службы охраны (ФСО) по собственному желанию.
Его место занял Дмитрий Кочнев, ранее занимавший пост главы службы безопасности президента.
По одной из версий, на отставку Мурова повлиял тот факт, что он мог быть знаком с отдельными фигурантами громкого «дела Минкульта». В частности, Николай Негодов (бизнес-партнер главы холдинга «Форум» Дмитрия Михальченко) в 90-е работал в ФСБ по Петербургу и Ленобласти. Напомним, что в те же годы в этом же региональном управлении трудился и Евгений Муров. Самого Михальченко задержали 29 марта по обвинению в контрабанде коньяка и вина под видом строительного герметика. Директора входящей в «Форум» компании «Балтстрой» Дмитрия Сергеева также арестовали, он проходит по делу о хищениях при реставрации исторических объектов по госконтрактам Минкультуры. Обвинение по делу предъявлено и заместителю министра культуры Григорию Пирумову.
А в марте этого года главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что вице-президент и руководитель службы безопасности Олег Феоктистов покинул компанию.
Феоктистов перешел на должность вице-президента «Роснефти» и руководителя службы безопасности компании в сентябре 2016 года. До этого он служил заместителем руководителя Управления собственной безопасности (УСБ) ФСБ.
Работая в ФСБ, Феоктистов курировал ряд громких задержаний. В частности, речь идет о задержаниях руководителей главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД Дениса Сугробова и Бориса Колесникова. Кроме того, как утверждали источники РБК, Феоктистов руководил оперативным сопровождением по делу экс-губернатора Кировской области Никиты Белых.
Территория, являющаяся объектом личного землепользования, иногда подлежит отчуждению для федеральных или местных нужд . Это происходит через ряд комплексных мер по поиску нужной земли, ее оценке и уплате компенсации бывшему владельцу. Законные основания для этого определены в , и . На основании нормативов изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется при следующих обстоятельствах:
Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.
Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.
Законодательством также установлено понятие , как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых территории требуется для исполнения срочных государственных задач.
Помимо государственных органов и их дочерних учреждений по субъектам Федерации, правом на обращение с ходатайствами об изъятии земель наделены и некоторые организации. Перечень таких организаций установлен
Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды. В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка. В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.
Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:
Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:
На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер .
Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд :
В случае неудовлетворения размером компенсации , собственник может обжаловать его размер в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления . Делопроизводство осуществляется представителем государственного учреждения, в чье ведение будет предоставлен земельный надел. В течение пяти дней после принятия постановления информация о смене собственника направляется в Росреестр для оформления вещного права.
После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация , определенная соглашением между сторонами . Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре .
Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.
В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.
Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.
Сивенков отказался заключать договор и составил исковое заявление в судебные органы. На основании разбирательств было установлено, что помимо земельного участка истца, в городе имеется множество других земель, как правило, пустующих. Законом же в качестве одного из условий правомерности изъятия земельного участка предусмотрен факт отсутствия других возможных вариантов строительства. Доказательств отсутствия таковых вариантов муниципалитет в суде не представил, соответственно, исковое заявление было удовлетворено.
Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:
Вопрос : Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я являюсь владельцем участка земли, который подлежит изъятию в пользу муниципалитета для строительства дороги. Как определяется размер денежной компенсации, положенной мне по закону?
Ответ : Добрый день, Николай. Согласно ст. 279 п. 6 размер возмещения и срок исполнения определяется в соглашении, которое будет заключено с вами представителем государственного учреждения. Если сумма компенсации вас не удовлетворит, вы вправе отказаться от подписания документа. В этом случае процедура изъятия земли будет осуществляться в судебном порядке.
Собственнику может грозить изъятие земельного участка для муниципальных нужд в разных ситуациях. Чтобы не стать жертвой правомерного лишения прав на землю, необходимо знать все тонкости данной процедуры. В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.
Земельные наделы изымаются из частной собственности в тех случаях, когда на месте их расположения планируется создание объектов для государственных нужд. Например, если местные власти собираются строить новую дорогу или расширять инфраструктуру, а земельный участок находится на территории, где запланированы работы, то производится его отчуждение в пользу государства.
Процедура изъятия земельного участка для государственных муниципальных нужд состоит из 2 этапов:
На первом этапе участие собственника обязательно. Если он будет не согласен с действиями властей, он вправе обжаловать их в судебном порядке. Поэтому уведомление собственника является обязательным условием для начала процедуры изъятия. Непосредственное изъятие земли производится на основании соответствующего решения местных административных органов.
Основания для аннулирования права частной собственности регламентируются Земельным кодексом РФ. В согласии со ст.49 настоящего закона, это:
Данным законом устанавливается, что аннулирование частной собственности возможно только в том случае, когда иных способов решения вопроса не существует .
Уполномоченные органы принимают подобное решение по собственной инициативе либо по ходатайству организаций. Перечень последних устанавливается Правительством РФ.
Необходимым условием начала процедуры изъятия земли является уведомление владельца о планируемых действиях. Раньше он должен был быть поставлен в известность не позже чем за год до изъятия. Однако новые поправки в ЗК РФ сократили этот срок до 90 дней, что существенно уменьшает возможности собственника оспорить планируемое аннулирование его прав на земельный надел.
Время действия принятого решения муниципалитета об изъятии - 3 года. Если процедура не начата в течение этого времени, то вынесенное решение теряет свою юридическую силу.
Процесс изъятия земельного надела в пользу государства является достаточно длительным, на его завершение потребуется не менее 6 месяцев.
Процедура аннулирования частной собственности на конкретный земельный надел состоит из 6 этапов.
Для получения требуемых сведений запрашивается информация из архивов и муниципалитета, осуществляется публикация на сайте органов местной власти, в СМИ. Юридическое либо физическое лицо, получившее запрос об установлении правообладания на указанный участок, обязано подтвердить свои права в течение 5 дней с момента получения уведомления.
На данный этап отводится 2 месяца. Если с момента публичного опубликования информации о планируемом изъятии пройдет 60 дней, а сведения о владельцах не поступят в уполномоченный орган, он обращается в суд для признания данного надела невостребованным. В результате, земля признаётся собственностью государства, субъекта РФ либо муниципалитета. Если владельцы объявятся после завершения процедуры аннулирования права, они могут требовать возмещения из бюджета. Но для этого им придётся доказать своё право на надел и объяснить причину отсутствия своевременной подачи сведений о своём правообладании.
В тексте подготовленного документа должна быть указана следующая информация:
Получив свой экземпляр соглашения, собственник может его сразу подписать или уведомить муниципальные власти об отказе или желании внести изменения в условия (в письменной форме с указанием оснований).
Если владелец участка не подписал соглашение в течение 3 месяцев с даты его получения или не уведомил об отказе, орган, подписавший решение об отчуждении может обратиться в судебные инстанции с иском о принудительном аннулировании права на данный надел.
Если договор предусматривает возмещение за изъятие, перечисленные последствия наступают только после его полной выплаты.
Документооборот всей процедуры изъятия земли включает в себя:
Также сюда входят документы, подтверждающие факт поиска владельца, его уведомления, исковые заявления и судебные решения (в случае обращения в суд).
Особенности расчёта компенсации за изъятие земельного участка регулируются ст. 56.8 ЗК РФ. Размер выплаты определяется на основании рыночной стоимости изъятого надела, которая определяется профессиональными оценщиками. Оплата их услуг производится организацией или государственным органом, ходатайствующим об аннулировании права частной собственности.
При расчёте размера возмещения учитывается:
При определении размера компенсации не учитываются:
Если изымается только часть надела, то размер компенсации уменьшается пропорционально размеру оставшейся владельцу земли.
При оценке учитывается рыночная стоимость, установленная до принятия решения об изъятии. Связано это с тем, что информация об аннулировании прав на землю существенно снижает стоимость земли. Размер компенсации устанавливается не позднее, чем за 2 месяца до оформления соглашения о переходе прав и направления его владельцу.
Данный термин является относительно новым для российского законодательства. Основные положения процедуры, а также его порядок регламентируется:
Резервирование, как правило, осуществляется для последующего изъятия земельного надела. Таким образом, эти две процедуры являются этапами одного процесса, направленного на изменение права на землю и её целевого значения. При этом следует учитывать, что законодатель не устанавливает необходимость резервирования перед изъятием надела. Поэтому оно может быть осуществлено на законных основаниях без предварительного резервирования.
Участок считается зарезервированным при наличии следующих условий:
Установление ограничений прав на зарезервированный надел касается не только владельцев, но и пользователей, и арендаторов. Под ограничением прав понимается:
Кроме того, срок аренды/сервитута не должен превышать срок резервирования, а приватизация участков данной категории запрещена после установления ограничения. Использование зарезервированного надела в иных целях допускается до момента его изъятия.
Законом также установлены максимальные сроки резервирования участков:
Таким образом, процедура резервирования и последующего изъятия земельных участков - это длительный процесс, связанный с подготовкой большого количества документов и рядом юридических тонкостей.
Согласно главному закону страны – Конституции РФ, частная собственность является неприкосновенной. Однако бывают моменты, когда у владельца отбирают угодье. Именно поэтому так важно быть подкованным во всех юридических тонкостях этого вопроса. Ключевым основанием для превращения правомочий для юридических и физических лиц выступает изъятие данных участков в пользу государства.
Процедура начинается с изымания земельных наделов с выявлением собственников. Заинтересованный орган может подать запрос в Росреестр и, если не был получен ответ на вопросы, которые были перечислены, тогда запросы в обязательном порядке посылаются в архивы компаний, в которых могут еще храниться сведения.
Система проводит поиск владельцев через размещение оповещений на главной странице портала, либо же каких-то других информационных ресурсах государственных органов. Эту процедуру проводят обычно не меньше чем за 2 месяца до принятия стратегически важного решения об изъятии.
Если не были найдены собственники после процедуры поиска, тогда инициатору следует подать в суд и добиваться признания права собственности муниципалитета либо же государства на недвижимые объекты, которые были расположены на этом участке.
Граждане, которые зарегистрировали свои участки до 1998 года, могут попасть в эту категорию. Владелец должен подтвердить свое право, подать соответствующие документы в Росреестр. Если этого не произошло, высока вероятность того, что в государственной базе отсутствуют данные о правообладателе. В суде земельный участок может быть признан собственностью государства.
Угодья очень редко изымаются для нужд страны, и каждый из случаев прописан в статье 49 Земельного Кодекса Российской Федерации. Выкуп может быть осуществлен РФ либо же каким-то другим сопутствующим объектом Российской Федерации.
Решение о необходимости изъять землю принимают региональные, а также федеральные органы. Порядок выглядит так: правообладатель и государственные органы должны обсудить условия и прийти к соглашению. Сумма и порядок возмещения обязательно должны быть прописаны. Собственник имеет право требовать компенсацию за все имущество, которое было утрачено, и за которое он понес убытки.
Участок, который изымается, можно заменить на любое недвижимое имущество, которое равноценно с точки зрения своей стоимости. На замену может быть предоставлена земля либо же недвижимый объект, который полностью покроет сумму возмещения.
Обычно порядок изъятия выглядит так:
Государство может выдать вам участок, меньший по своей территории, с обязательной выплатой разницы возмещения. Принудительное взыскание должно быть обеспечено равноценным возмещением, сумма должна быть выдана единожды в полном объеме. Суд имеет все полномочия установить сроки, сумму и порядок возмещения на основании материалов, которые были предоставлены по делу.
Может быть составлено решение об изъятии земли как для одного участка, так и для нескольких наделов одновременно. В случае, если сносят многоэтажный дом, выдается лишь одно постановление.
Выполнена должна быть процедура:
В постановлении указывается правовая основа, и основания, согласно которым происходит регулирование данного вопроса.
В ст. 56.9 Земельного Кодекса РФ регулируются все аспекты, которые относят к составлению соглашения как ключевого документа, согласно которому право владения переходит от собственника к государству, либо муниципальному органу.
В таком документе обязательно должны быть включены положения:
Отдельной строкой могут быть также указаны ключевые нюансы в адрес некоторых объектов, право использования которых остается за владельцем.
Земли у собственника могут быть отобраны в пользу муниципалитета либо же государства – это прописано в статьях 49 и 55 ЗК РФ. Владелец недвижимого имущества должен получить письмо о том, что будет проведена процедура изъятия. Сообщить необходимо не позже чем за 1 год до ее проведения.
Причинами могут выступить:
Обычно процесс изъятия земельных наделов происходит из-за того, что государство в них нуждается. Основаниями может послужить строительство значимых сооружений с заранее созданным проектом. Другого способа, кроме изъятия земельных участков просто нет. К примеру, в процессе подготовки олимпийских объектов на территории Сочи пришлось прибегнуть к этому методу. Подобные ситуации могут произойти при строительстве магистралей, водопроводов, железнодорожных веток и т.д.
Земли, которые попадают в категорию изъятия, будут выявлены еще на стадии подготовки строительного проекта.
Со стороны государства будет проведено серьезное исследование относительно прав владельца на землю с последующим определением денежной суммы, которая станет достойной компенсацией финансового возмещения за изымаемый участок. Проанализированное законодательство выявило ряд несоответствий, которые выступили поводом для дальнейшего изменения в Земельном Кодексе.
1 апреля 2015 года в силу вступил новый закон, который определяет порядок изъятия земельных участков у граждан для государственных нужд. Теперь ст.279 ГК РФ регламентирует данную процедуру: владельца просто лишают права собственности.
Согласно новому закону, теперь к правообладателям относятся не только собственники, но и землепользователи и арендаторы. У каждого правообладателя есть право на замещение, поэтому в выкупную цену входит рыночная стоимость с понесенными убытками и упущенной выгодой.
Статья 56.8 Земельного Кодекса Российской Федерации обеспечивает процедуру правового регулирования возмещения убытков, которые были нанесены из-за изъятия земельных наделов. В ней прописано, что компенсацию за лишение земель владелец получит в соответствии с установленной рыночной стоимостью.
Объекты, которые не подлежат возмещению:
Возмещение убытков, которые возникли при правомерном изымании земли, может быть проведено согласно общим основаниям предоставленных данных до направления их владельцу. Размер компенсации согласно действующему законодательству должен быть установлен не менее чем за 2 месяца до того, как соглашение будет отправлено собственнику.
Сумму компенсации высчитывают, учитывая несколько ключевых составляющих: