Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович
Потребность людей во взаимоотношениях
11.1. Межличностные отношения и их классификация
Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.
Межличностные отношения делятся на следующие виды:
1) официальные и неофициальные;
2) деловые и личные;
3) рациональные и эмоциональные;
4) субординационные и паритетные.
Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.
Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.
Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство - это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество - это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба - это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения - это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.
Рациональные отношения - это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.
Субординационные отношения - это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.
Из книги Возрастные кризисы автора Шихи ГейлГлава 7. ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СУПРУГОВ Утро в Калифорнии. Прекрасное лицо молодой женщины дрогнуло. Она приподняла ресницы и открыла глаза. Ослепительный мир предстал перед ней во всех красках. Но что-то нарушало эту идиллию. О да, обещание!… Она поклялась, что
Из книги Сновидение в бодрствовании автора Минделл АрнольдГлава 12. Нерушимая целостность во взаимоотношениях Если Возлюбленный повсюду, Любящий - это завеса Но когда сама жизнь становится Другом, Влюбленные, исчезайте. Согласно медитативным традициям, представлениям коренных народностей, квантовой физике и психологии,
Из книги Парадокс страсти - она его любит, а он ее нет автора Делис Дин КГлава 2. Действия равновесия. Чередование сил во взаимоотношениях Все взаимоотношения создаются действиями равновесия. Неуверенность, неопределенность и очарование молодой любви помогают поддерживать равновесие. Но когда отношения становятся достаточно зрелыми, оно
Из книги 13 способов преодолеть кризис любовных отношений автора Зберовский Андрей ВикторовичГлава 22. Потребность в сексуальной коррекции Внимание: Рекомендации, приведенные в данной главе, могут приятно дополнять и другие методики реанимации кризисных любовных отношений. Особенно методику "преодоления усталости отношений", "увеличения объемов личной свободы"
Из книги Приручи своих Драконов автора Стивенс ХосеСочетания драконов во взаимоотношениях людей Высокомерие с саморазрушением.Взаимоотношения с саморазрушительным партнером предоставляют человеку высокомерному отличную возможность выносить свое осуждение и неизменно ощущать собственное превосходство. Это
Из книги Невротическая личность нашего времени автора Хорни КаренГлава 6. Невротическая потребность в любви и привязанности. Нет сомнения в том, что в нашей культуре перечисленные ранее четыре способа защиты собственного «Я» от тревожности могут играть решающую роль в жизни многих людей. Это люди, главным стремлением которых является
Из книги Корни любви. Семейные расстановки - от зависимости к свободе. Практическое руководство автора Либермайстер СвагитоГлава 5. Семейная вина: потребность в равновесии Мы видели, что с помощью вины совесть заставляет человека вести себя в соответствии с правилами того общества, к которому он принадлежит. Чувство вины - это осознаваемое нами чувство, оно возникает внутри нас, когда наши
Из книги Биоритмы. Или как стать счастливым. автора Квятковский Олег ВадимовичГлава 22. Потребность, удовлетворение и переудовл. С понятием "потребность" мы уже встречались в этой книге.Новым для нас будет понятие – "переудовлетворение потребности".В чем выражается переудовлетворение?Переудовлетворение – наступает вследствии длительного
Из книги Здоровое общество автора Фромм Эрих Зелигманн Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил ЛьвовичПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ПРИЧАСТНЫМ И ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ Приобретение потребностей в другом человеке, в обществе как необходимой, своей среде, выработка потребностей в организации этой среды удобным для себя и способствующим ее благополучию образом, то есть потребности в
Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт СтивенГлава 11 Преодоление силы, самой разрушительной во взаимоотношениях Жесток гнев, неукротима ярость, но кто устоит против ревности? Притчи, 27:4 Недавно наше общество было шокировано хладнокровным убийством двадцатитрехлетней женщины. Она сидела в припаркованной машине со
Из книги Из противников в союзники автора Бург БобГлава 56 Еще один ценный урок о взаимоотношениях с людьми от бенджамина франклина Мы уже говорили о том, какие подводящие реплики помогают смягчить удар при попытке повлиять на собеседника, переубедить его или склонить на свою сторону.В связи с этим нужно добавить, что
Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл Арнольд Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна Из книги Секреты счастья. Тренинг, который поможет вам обрести счастье автора Рубштейн Нина Валентиновна Из книги автораГлава 9 Потребность во взаимодействии с людьми «Наконец-то я встретил братскую душу», – сказал Каин Авелю. Я. Васильковский Человек отличается от животных тем, что он – существо социальное. Человек растет и развивается в рамках общественных, культурно-исторических
Общение
Основой межличностных отношений является общение – потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.
Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек».
В психологии выделяют важные аспекты общения: содержание, цель и средства.
Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.
Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может быть передана с помощью прямого телесного контакта, например тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств, например наблюдая за движениями другого человека или слушая производимые им звуковые сигналы. Кроме этих всех данных от природы способов передачи информации, у человека есть и другие, изобретенные им самим, – это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации.
Общение можно разделить на несколько видов (рис. 15).
Рис. 15. Классификация видов общения
Общение людей бывает вербальным и невербальным.
Невербальное – это общение без использования языковых средств, т. е. с помощью мимики и жестов; его результат – это тактильные, зрительные, слуховые и обонятельные образы, получаемые от другого индивида.
Вербальное общение происходит с помощью какого-либо языка.
Большинство невербальных форм общения у человека является врожденным; с помощью них человек добивается взаимодействия на эмоциональном уровне, причем не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многие из высших животных (например, обезьяны, собаки, дельфины) так же, как и человек, обладают способностью невербального общения с себе подобными. Вербальное общение присуще только человеку. Оно располагает гораздо более широкими возможностями, чем невербальное.
Функциями общения, по классификации Л. Карпенко, являются следующие:
контактная – установление контакта между партнерами по общению, готовности к приему и передаче информации;
информационная – получение новой информации;
побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
координационная – взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности;
достижение взаимопонимания – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга;
обмен эмоциями – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний;
установление отношений – осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей общества;
оказание влияния – изменение состояния партнера по общению – его поведения, замыслов, мнений, решений и прочего.
В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны:
1) коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами;
2) интерактивная – взаимодействие между общающимися индивидами;
3) перцептивная – взаимное восприятие партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Когда говорят о коммуникации в общении, то, прежде всего, имеют в виду, что в процессе общения люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и пр. Однако в коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, как в кибернетическом устройстве, а активный обмен ею. Главная особенность заключается в том, что люди в процессе обмена информацией могут влиять друг на друга.
Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями, идеями, чувствами и т. д. предполагает, что такая деятельность организованна. В психологии выделяют два вида взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт).
Итак, общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межличностного общения люди сознательно или неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Функции общения весьма разнообразны, оно является решающим условием становления каждого человека как личности, осуществления личных целей и удовлетворения ряда потребностей. Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека.
Перцепция
Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и представляет собой то, что называют перцепцией. Перцептивная сторона общения объясняет восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В перцепции важная роль отводится установке в общении. Часто формирование первого впечатления о незнакомом человеке зависит от данной ему характеристики. И тогда в нем, в зависимости от установки, одни найдут положительные черты, другие – отрицательные. В перцепции возможны ошибки восприятия, причинами которых могут быть:
♦ эффект «ореола» – информация, полученная о человеке до непосредственного общения с ним, формирует предвзятость представления о нем еще до его восприятия;
♦ эффект «новизны» – при восприятии незнакомого человека часто наиболее значимой кажется первичная информация о нем (так называемое первое впечатление);
♦ эффект стереотипа – возникает из-за недостаточного объема информации о человеке и существует в виде некоторого устойчивого образа.
Аттракция
В процессе перцепции происходит не просто восприятие друг друга, а рождается целая гамма чувств, возникают эмоциональные отношения, механизм образования которых изучает аттракция.
Аттракция – это возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Для формирования аттракции можно пользоваться некоторыми приемами:
прием «имя собственное»
при общении чаще обращаться к партнеру по имени и отчеству, так как такое обращение служит показателем внимания и неосознанно вызывает положительные эмоции;
прием «зеркало души»
приветливое выражение лица, улыбка при общении сигнализируют о дружеских отношениях и добрых намерениях;
прием «золотые слова»
не скупиться во время общения на комплименты, похвалу, в которых нуждается любой человек;
прием «терпеливый слушатель»
уметь заинтересованно и терпеливо выслушать своего собеседника, дать ему высказаться;
прием «предварительная информация»
при общении использовать знания о своем собеседнике (характер, темперамент, хобби, семейное положение и пр.).
Таким образом, общение – это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Рассматривая технологии, техники и правила общения, обычно исходят из идеи конструктивного, позитивного общения. Существует несколько правил конструктивного общения, целью которых является достижение наилучшего результата во время общения, например:
Говорить на языке, понятном обоим партнерам;
Проявлять уважение к партнеру, подчеркивать его значимость;
Подчеркивать общность с партнером (профессиональную, половую, этническую, конфессиональную, возрастную и т. д.);
Проявлять интерес к проблемам партнера.
Общение и речь
Одна из главных особенностей человека – это наша способность к взаимодействию. Люди передают друг другу различную информацию, сообщают о своих душевных состояниях и чувствах.
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение. Речь – это процесс общения с помощью языка.
Возможность речевого общения – это одно из основных отличий человека от остального животного мира, отражающее закономерности его физиологического, психического и социального развития.
Классификация видов речи (рис. 16) осуществляется на основании наличия тех или иных признаков. Например, монологическая речь всегда активна, планируема, предполагает умение пользоваться каким-либо языком, различными интонациями, использовать во время монолога паузы и т. д. В то время как отличительными чертами внутренней речи являются фрагментарность и отрывочность.
Внешняя и кинетическая речи играют в основном роль средств общения, а внутренняя речь – средств мышления.
Физиологической основой речи являются деятельность слухового и двигательного анализаторов, а также образующиеся временные связи между внешними раздражениями и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов.
К основным свойствам вербальной коммуникации относятся:
Информативность;
Понятность;
Выразительность.
Рис. 16. Классификация видов речи
В общении людей, как правило, присутствует эмоциональная окраска, являющаяся основой невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются продуктом общественного развития и не совпадают в разных национальных культурах, в разных возрастных группах, профессиональных сообществах, социальных группах. Например, у болгар вертикальный кивок головы означает несогласие с собеседником, у русских – согласие, в Китае цвет траура – белый, а на Западе – черный. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.
В психологии понятия «речь» и «язык» разделяются.
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, а также средств невербальной коммуникации, имеющих тот же смысл и значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и является продуктом общественно-исторического развития. Это достаточно сложное образование, характеризующееся грамматикой, лексическим и фонетическим составами. Язык един для всех людей, говорящих на нем, речь же у каждого человека индивидуальна, своеобразна. В ней выражается психология отдельно взятого человека, принадлежащего к определенной общности, для которой характерны те или иные особенности речи.
Речь без усвоения языка невозможна, в то же время язык существует и развивается по законам, не связанным с психологией и поведением человека.
Речь человека может быть развернутой и сокращенной. Развернутый тип речи характеризуется большим словарным запасом и разнообразными грамматическими формами, частым употреблением предлогов, использованием безличных местоимений, уточняющих прилагательных и наречий, многочисленной подчинительной связью компонентов предложений, что свидетельствует о планировании человеком свой речи. Сокращенные речевые высказывания обычно используют в бытовой речи, в знакомой и привычной обстановке.
Что определяет, вступят ли люди в контакт друг с другом или нет, продолжат его или прервут?
Существует несколько теорий межличностного взаимодействия (табл. 7.1):
Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.
Она обусловлена биологическими и социальными причинами и способствует выживанию человека. Наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивающей сохранение группы: и на охоте, и при возведении жилищ десять пар рук
лучше одной.Таблица 7.1
Теории межличностного взаимодействия
Теория обмена (Хоманс, Дойч, Блау, Тиббо) | Теория символического интеракционизма (Мид) | Теория аттракции |
A) Люди взаимодействуют, обмениваясь друг с другом информацией, какими-то благами. Если человек получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается.
Б) Человек стремится к «максимальному выигрышу» (сумма благ должна превышать сумму издержек, причем так, чтобы другой человек не извлек больше пользы, чем вы). B) Закон агрессии: если человек не получает вознаграждения, на которое рассчитывал, то агрессия становится для него более ценной, чем взаимодействие. Г) «Закон насыщения»: чем чаще человек получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение этой награды. Д) «Принцип наименьшего интереса»: человек, который менее заинтересован в, том, чтобы данная социальная ситуация обмена и общения была продолжена, обладает большей способностью диктовать свои условия обмена, получает власть. Е) «Принцип монополии»: если человек обладает монопольным правом на некое вознаграждение, которое хотят получить другие участники обмена, то он навязывает им свою волю (отношения власти). Ж) Люди стремятся к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны затратам. | A) Люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга, ставят себя на место другого человека, приспосабливают свое поведение к ожиданиям
и действиям других людей. Б) Люди реализуют социальные ожидания - «инспектации» друг друга, нормы поведения, права и обязанности своей социальной роли. B) Человек реализует социальные роли через «подражание» (в детстве), «исполнение» и «выбор» тех ролей и групп, где этого человека ценят. | А) Люди взаимодействуют друг с другом, если испытывают взаимную симпатию, расположение, аттракцию.
Б) Симпатия возникает, если существует ряд условий: контакты часты; очевидна физическая привлекательность; один равен другому по привлекательности, интеллекту, статусу; заметно сходство интересов, мнений; есть общность происхождения; для продолжения отношений важно взаимодополнение; нам нравятся те, кому нравимся мы; нравятся те, кто доброжелателен и внимателен к нам, понимает нас; есть сексуальное влечение. |
Теория этнометодологии (Гарфинкель) | Психоаналитические теории | Теория драматургического подхода (Гофман) |
А) Взаимодействие людей регулируется законами, нормами, правилами, ценностями - это центр социального взаимодействия.
Б) Люди сами стремятся к установлению согласия, каких-то правил. | А) При взаимодействии людей воспроизводится их детский опыт (подчиняются лидерам группы, подобно тому как подчинялись в детстве отцу; конфликтуют с людьми, если в детстве протестовали против родителей). | А) Люди, как актеры, разыгрывают роли, хотят произвести хорошее впечатление на других, скрывают свои недостатки.
Взаимодействие людей - это театральная пьеса. |
Балансные теории (Хайдре, Ньюком) | Трансакционная теория (Э. Берн) | Теория конфликтов (Парк, Рекс) |
A) Взаимодействие людей зависит от того, насколько сбалансированы их мнения, установки по отношению к друг к другу и третьим объектам (предметам, людям).
Б) Продолжение отношений при сбалансированности мнений людей: «Друзья моих друзей - мои друзья»; «Враги моих врагов - мои друзья». B) Возможен разрыв отношений между людьми при диссонансе их мнений (например, «муж любит свой автомобиль, его жена не любит автомобиль» -диссонанс, который может привести к непониманию, охлаждению и разрыву отношений). | A) Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения.
Б) Человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации взаимодействия. B) Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями участников. Г) Выделяют формы взаимодействия: ритуалы, операции, времяпрепровождение, игры, манипуляции, уход, соревнование, конфликт. | А) Движущая сила развития взаимодействия людей - это конкуренция, которая может привести к конфликту. Конкуренция, соревнование - конфликт - приспособление - ассимиляция (угасание конфликта, трансформация личностей под влиянием тесных контактов).
Б) Причины конфликтов: наличие противоречивых интересов и целей, мнений людей. |
Социальные взаимосвязи между детьми и воспитывающими их взрослыми также повышают жизнеспособность и первых, и вторых. Найдя родственную «душу», поддерживающего нас человека, которому можно довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими. Потеряв родственную душу, люди испытывают ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, обездоленность, замыкаются в себе.
Человек - это общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с другими людьми.
Единица взаимодействия называется
транзакцией.Эрик Берн писал:
Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Человек, к которому обращен транзакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ транзакционной реакцией. Транзакция считается дополнительной, если стимул влечет ожидаемую реакцию.
Этот психолог выделяет позиции
Родитель, Взрослый, Ребенок, которые создают реальный процесс взаимодействия. Позиция Родителя предполагает склонность к доминированию, конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению и критическому осуждению. Позиция Взрослого - склонность к равноправному сотрудничеству, признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Позиция Ребенка - это склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушный ребенок») либо к эмоциональному импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам («бунтующий ребенок»).Можно выделить разнообразные
формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Они характеризуются специфическими позициями.Одна из распространенных форм -
ритуальное взаимодействие, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. В этом случае доминируют отношения «Родитель-Родитель», Благодаря такому взаимодействию обнаруживается ценность группы, люди выражают то, что их наиболее затрагивает, составляет их социальные ценностные ориентации.Английский ученый Виктор Тэрнер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, как «систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией». Они важны для поддержания преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для сохранения традиций и передачи накопленного опыта через символы.
Ритуальное взаимодействие - это и своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, и мощное средство, поддерживающее стабильность, прочность, преемственность социальных связей, механизм сплочения людей, повышающий их солидарность. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне, обеспечивая глубокое проникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память.
Человечество выработало множество обычаев: религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обычаи, праздники и похороны. К ритуалам относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и пр.
Ритуал - это жестко фиксированная последовательность транзакций, причем они производятся с позиции Родителя и обращены к позиции Родителя же, позволяя людям почувствовать себя признанными.
Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность быть признанным хотя бы минимально.
При другом виде взаимодействий -
операциях - транзакция осуществляется с позиций «Взрослый-Взрослый». С ним мы встречаемся ежедневно: на работе, учебе, когда готовим пищу, ремонтируем квартиру и пр. Успешно проведя операцию, человек утверждается в своей компетентности и получает подтверждение окружающих.Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей - вот те операции, которые заполняют жизнь людей.
Соревнование - форма социального взаимодействия, когда имеется четкая цель, которой необходимо достичь, а все действия различных людей соотнесены с учетом этой цели так, что они не конфликтуют. При этом и человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого игрока команды, хотя ему присуще желание добиться лучших результатов, чем у других членов команды. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет определять, что он совершит в соответствии с какой-то общей целью, постольку он становится органическим членом своей группы, общества, принимая его мораль и становясь значимым его членом.
В ряде случаев, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, человек мысленно пребывает в совершенно ином месте, беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем. Такое специфическое взаимодействие называют
уходом. Это обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди, имеющие проблемы с межличностным взаимодействием. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология - психоз.Следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий -
времяпрепровождение, обеспечивающее хотя бы некоторые приятные ощущения, знаки внимания со стороны партнеров.Времяпрепровождение - фиксированная форма транзакций, призванная удовлетворять потребность людей в признании.
Если эта форма реализуется с позиций «Родитель-Родитель», то чаще всего она выражается так: обсуждается и осуждается все отклоняющееся от нормы (дети, женщины, мужчины, власть, телевидение и пр.). Или таковым бывает обсуждение тем «Вещи» (сравнение имеющихся во владении автомашин, телевизоров и пр.), «Кто вчера выиграл» (футбольные и другие спортивные результаты), - это времяпрепровождение мужчин; «Кухня», «Магазин», «Одежда», «Дети», «Сколько стоит?», «Вы знаете, что она…» - темы для женщин. В процессе этого происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.
Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии,
аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие поддержку и дружеское чувство (т. е. мы чувствуем, что нас любят, одобряют и поощряют друзья и близкие), связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что такие положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. «Дружба - сильнейшее противоядие от всех напастей», - говорил Сенека.Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии):
Если двух и более людей многое связывает, формируется фактор близости. С укреплением взаимосвязей, когда люди делают друг другу приятное, формируется симпатия. Когда же они взаимно обнаруживают достоинства и признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, - формируется уважение.
Такие формы взаимодействия, как
дружба и любовь удовлетворяют потребность людей в приятии. Они внешне похожи на препровождение времени, но партнер в этих случаях фиксирован, по отношению к нему и возникает симпатия. Дружба включает симпатию и уважение, любовь отличается от нее усиленным сексуальным компонентом, т. е. это сексуальное влечение + симпатия + уважение. В случае с влюбленностью существует лишь сочетание сексуального влечения и симпатии.Эти формы взаимодействия отличаются от всех остальных тем, что в них обязательно присутствуют скрытые транзакции «Ребенок-Ребенок», выражающие взаимное признание и симпатию. Люди могут обсуждать какие угодно проблемы, даже на вполне взрослом и серьезном уровне, но в каждом их слове и жесте будет прочитываться: «Ты мне нравишься». Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком). («Что такое друг? Это человек, с которым вы осмеливаетесь быть самим собой», - заметил Ф. Крэйн.)
Э. Берн исследовал такие взаимодействия между людьми, как
игра, манипуляция. Игра - это искаженный способ проявления Я, потому что все межличностные потребности человека преобразуются в одну - контроля: человек прибегает к силе, если хочет признания или приятия. Независимо от своеобразия потребности и жизненной ситуации игра предлагает только силовой вариант решения.Игры (или «геймы», от англ. game) - это стереотипная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому результату, это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора транзакций
сторону без учета желаний этого другого. Геймы, в отличие от ритуалов, времяпрепровождения, операций, дружбы, любви, - взаимодействия нечестные, поскольку включают ловушки, подначки, расплаты.
Игры отличаются от других способов структурирования времени двумя параметрами:
Каждый участник гейма, даже потерпевший поражение, получает выигрыш, но крайне специфический - в форме негативных чувств обиды, страха, вины, ненависти, подозрения, унижения, презрения, высокомерия, что служит своеобразным подтверждением правоты жизненной позиции этих людей, согласно которой «люди плохие, я плохой, жизнь плоха».
Берн отмечал, что многие люди играют в эти бессознательные игры, получая специфические негативные выигрыши, поскольку такова важная часть неосознаваемого плана жизни или сценария человека. Каждый гейм начинается с приманки, которую активный участник, инициатор, предлагает пассивному с учетом особенностей характера и «слабости» того. Затем следует серия двойных транзакций, которые неизменно приводят к заранее запланированному результату. Начав гейм, практически невозможно из него выйти, особенно если вы пассивный участник, в результате чего наступает расплата или выигрыш.
Чтобы не стать жертвой чужих манипуляций, важно превратить двойные транзакции в открытые, прямые, поскольку гейм возможен лишь при наличии скрытого подтекста в словах, транзакциях.
Анализ манипуляций показывает, что при всех различиях они имеют много общего, а это и позволяет выстроить довольно надежную защиту от них.
Осуществить ее можно по следующей блок-схеме:
Итак, если вы решились на активную защиту, то, не стесняясь, скажите, что вас беспокоит в предложении партнера.
Если это необязательный заемщик, достаточно сказать ему, например, о вашей неуверенности в том, что он вовремя вернет долг, что он сам в этом виноват.
Смысл контрманипуляции - сделать вид, будто не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным вопросом, показывающим манипулятору ваше психологическое превосходство.
Например, он говорит: «А слабо тебе… ?» и предлагает что-то опасное или преступное. Ответ такой: «А ты сам можешь это сделать? Сделай!»
Иногда, чувствуя, что нами манипулируют, можно и поддаться манипулятору. Это целесообразно, когда ущерб от этого меньший, чем от ухудшения отношений с манипулятором, или если очевидно, как другими действиями можно компенсировать свой проигрыш.
Сложно противостоять манипуляциям, которые происходят между людьми при семейных, производственных, бытовых взаимодействиях, но еще сложнее когда в дело включаются мошенники-профессионалы, превратившие манипуляцию в образ своей жизни, в способ существования. Печально, но следует признать объективный факт, что сейчас в России число мошенников стремительно растет, захватывая широкие социальные слои - от правительственных кругов и «богатых русских» до преступников и бомжей.
Манипулятор-мошенник одновременно делает три вещи:
И если эти три фактора реализованы, то мошенник достигает своей цели, обычно она очевидна: присвоить чужое имущество, финансы, льготы и т. п.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Каждый человек реализует свою социальную сущность в межличностных отношениях. Взаимодействуя с другими, люди стремятся удовлетворять различные потребности, зависящие от множества факторов; биологических, личностных, ситуационных и т.д. Наше исследование фокусируется на выяснении личностных особенностей, связанных с мотивационными аспектами межличностных отношений. Особое внимание, мы считаем, должно быть уделено при этом толерантности к неопределенности, по-скольку именно отношение к неопределенности начинает осознаваться в последнее время как одна из фундаментальных характеристик человека. Психологи, философы, социологи и другие ученые отмечают, что отношение к неопределенности лежит в основе взаимодействия человека с окружающим миром и - тем самым - с другими людьми (Frenkel-brunswik Е., 1949; Badner S., 1962; Norton R., 1975; Kahneman D., 1982; Луковицкая Е.Г., 1998). Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выяснить существует ли связь межличностных потребностей с психологическими детерминантами и есть ли гендерные различия этих связей. Поэтому мы предположили, что должна существовать зависимость между толерантностью к неопределенности и потребностями, реализуемыми в межличностных отношениях.
С точки зрения самооценки потребность включения проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение, соответствующее потребности включения, направлено на установление связей между людьми, которые можно обрисовать понятиями исключения или включения, принадлежности, сотрудничества. Потребность быть включенным трактуется, как желание нравиться, привлекать внимание, интерес. Хулиган в классе, который бросается ластиками, делает это из-за недостатка внимания к нему. Даже если это внимание к нему отрицательно, он частично удовлетворен, т.к. наконец кто-то обратил на него внимание.
Быть человеком, не похожим на других, т.е. быть индивидуальностью, это другой аспект потребности включения. Большая часть стремлений направлена на то, чтобы быть замеченным, т.е. обратить на себя внимание. К этому человек стремится для того, чтобы отличаться от других людей. Он должен быть индивидуальностью. Основным в этом выделении из массы других является то, что нужно добиться понимания. Человек считает себя понятым, когда им кто-либо интересуется, видит присущие лишь ему особенности. Однако это не значит, что его должны почитать и любить.
Проблемой, возникающей часто в начале межличностных отношений, является решение, быть ли вовлеченным в данное отношение или нет. Обычно при первоначальном установлении взаимоотношений люди пытаются представиться друг другу, часто стараясь найти в себе ту черту, которая могла бы заинтересовать других. Часто человек первоначально молчалив, т.к. он не уверен в том, что интересен другим людям; это все касается проблемы включения.
Включение подразумевает такие понятия, как взаимоотношения между людьми, внимание, признание, известность, одобрение, индивидуальность и интерес. От аффекта оно отличается тем, что не включает в себя сильных эмоциональных привязанностей к отдельным людям; а от контроля тем, что его сущностью является занятие видного положения, но никогда - доминирование.
Характерные способы поведения в этой области формируются, прежде всего, на основе детского опыта. Отношения «родитель-ребенок» могут быть либо позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с родителями), либо негативными (родители игнорируют ребенка, и контакт минимальный). В последнем случае ребенок испытывает страх, чувство того, что он незначительная личность, чувствует сильную потребность быть принятым группой. Если же включение неадекватное, то он пытается подавить этот страх либо устранением и замкнуться, либо интенсивной попыткой включиться в другие группы.
Поведение, вызванное потребностью контроля, относится к процессу принятия решения людьми, а также затрагивает области силы, влияния и авторитета. Потребность в контроле варьируется в континууме от стремления к власти, авторитету и контролю над другими (и, более того, над чьим-то будущим) до необходимости быть контролируемым, т.е. быть избавленным от ответственности. Не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим в одном человеке. Два человека, которые доминируют над другими, могут различаться по тому, как они позволяют другим управлять собой. Например, властный сержант может подчиняться приказам своего лейтенанта с удовольствием, в то время как хулиган может постоянно перечить своим родителям. Поведение в этой области, кроме прямых форм, имеет также и косвенные, особенно в среде образованных и вежливых людей.
Отличие поведения контроля от поведения включения состоит в том, что не предполагает известность. «Власть вне трона» - прекрасный пример высокого уровня потребности в контроле и низкого уровня включения. «Остряк» - яркий пример большой необходимости во включении и малой - в контроле. Поведение контроля от поведения аффекта отличается тем, что оно имеет дело больше с отношениями власти, чем с эмоциональной близостью.
В отношении «родитель-ребенок» может быть два экстремума: от сильно ограниченного; регламентированного поведения (родитель полностью контролирует ребенка и принимает за него все решения) до полной свободы (родитель позволяет, чтобы ребенок решал все самостоятельно). В обоих случаях ребенок чувствует страх, что он будет не способен справиться с ситуацией в критический момент. Идеальные отношения между родителем и ребенком редуцируют этот страх, тем не менее, слишком сильный или слишком слабый, контроль ведет к формированию оборонительного поведения. Ребенок стремится преодолеть страх либо доминированием над остальными и при том подчиняться правилам, либо отвергает контролирование других людей или их контроль над собой.
Потребность в аффекте на уровне самопонимания определяется как потребность индивида чувствовать, что он достоин любви. Она обычно касается близких личных эмоциональных отношений между двумя людьми. Эмоциональное отношение является отношением, которое может существовать, как правило, между двумя людьми, тогда как отношения в области включения и контроля могут существовать как в паре, так и между индивидом и группой лиц. Потребность в аффекте ведет к поведению, целью которого является эмоциональное сближение с партнером или партнерами.
Поведение, соответствующее потребности в эмоциональных связях в группах, свидетельствует об установлении дружеских отношений и дифференциации между членами группы. Если такая потребность отсутствует, то индивид, как правило, избегает близкой связи. Общим методом избегания близкой связи с каким-либо одним человеком является дружеское отношение со всеми членами группы.
По отношению к межличностным взаимодействиям включение считается, прежде всего, формированием отношения, тогда как контроль и аффекция касаются отношений, которые уже сформировались. Среди существующих отношений контроль касается тех людей, которые отдают приказы и решают что-либо за кого-то, а аффекция касается того, каким становится отношение - эмоционально близким или далеким.
Короче говоря, включение можно охарактеризовать словами «внутри-снаружи», контроль - «вверху-внизу», а аффекцию - «близко-далеко». Дальнейшую дифференциацию можно вести на уровне количества людей, включенных в отношения. Аффекция - это всегда отношения в паре, включение - это обычно отношение индивида ко многим людям, контроль же может быть как отношением к паре, так и отношением ко многим людям.
Отношения между родителями и ребенком внутри каждой области межличностных потребностей могут быть оптимальными или же малоудовлетворительными. Шутц описывает три типа нормального межличностного поведения внутри каждой области, которые соответствуют разным ступеням удовлетворения потребностей. Для каждой области также описано патологическое поведение.
Типы межличностного поведения как адаптивные механизмы возникли, как утверждает Шутц, определенным способом: слишком большое включение ведет к социально чрезмерному, а слишком маленькое - к социально дефициентному поведению; слишком много контроля - к автократическому, слишком мало - к абдикратическому; слишком сильная аффекция ведет к чувственному чрезмерному; а слишком слабая - к чувственно дефициентному поведению. Позже Шутц пришел к мнению, что слишкомбольшое или, наоборот, недостаточное удовлетворение потребности может перейти в любой тип поведения.
Генри Мюррей предположил, что людей можно охарактеризовать, используя ограниченный набор потребностей. Индивидуальные различия он объяснил через различия силы потребностей у отдельно взятых людей, составив оппозицию представлению о том, что причины индивидуальных различий связаны с научением. Перечень базовых потребностей человека, составленный Мюрреем.
Абрахам Маслоу утверждал, что базовые физиологические потребности соотносятся с некоторым дефицитом, а потребности более выс окого порядка - с личностным ростом. Данное предположение хорошо сочетается с различением мотивации достижения (ориентированной на достижение) и мотивации избегания (ориентированной на избегание). По мнению Маслоу, потребности могут быть сгруппированы по отдельным категориям, располагающимся в иерархическом порядке, при этом в основании этой иерархии находятся базовые или первичные потребности. Лишь после удовлетворения потребностей низшего базового уровня может быть осуществлен переход к следующему набору потребностей.
Ранее многие психологи полагали, что люди рождаются с определенным набором базовых потребностей, эти потребности могут быть интенсифицированы посредством использования системы вознаграждений. Они считали, что потребности, которыми мы рождаемся, -- это что-то вроде предрасположенности к действиям, система вознаграждений может усилить такие предрасположенности и обратить к в устойчивые и стабильные потребности. Таким образом, сопоставление двух концепций -- концепции потребностей и концепции системы вознаграждений - способствовало принятию идей о том, что окружающая среда оказывается фактором, достаточно сильно влияющим на формирование мотивации человека. Эту идею охотно разделяли психологи, полагавшие, что научение играет важную роль в процессе развития потребностей.
Некоторые психологи, выдвигали предположение о существовании потребностей, которые практически полностью обусловлены влияниями окружающей среды. Работа Давида Мак-Клелланда (МсClеlland,1985), посвященная изучению мотива достижения, была построена на основе данного предположения. Помимо всего прочего он утверждал, что дети, получающие вознаграждения за свои достижения, вырастают с сильно развитым мотивом достижения. В своем исследовании Мак-Клелланду удалось показать, что есть такие стили родительского воспита-ния, применение которых по сравнению с другими увеличивает вероятность фор-мирования сильной потребности достижения; эти данные полностью сочетаются с идеей о том, что вознаграждения играют важную роль в процессе формирования и интенсификации потребностей .
Распространенным является взгляд на потребность как на отражение в сознании человека того предмета, который может удовлетворить (устранить) нужду. В. Г. Лежнев (1939) писал, что если потребность не предполагает наличие того, что ее может удовлетворить, то просто нет и самой потребности как психологической реальности. Многими потребностью считается не только образ предмета, но и сам предмет. При таком толковании, потребность как бы выносится за пределы субъекта. Эта точка зрения отражает бытовое, обыденное понимание потребности. Например, когда человек говорит «хочу хлеба». Взгляд на потребность как на предмет приводит некоторых психологов к тому, что именно предметы рассматриваются ими как средство развития потребностей. Это свидетельствует о том, что развитие потребностной сферы человека не осуществляется по принципу «стимул--реакция» (предмет--потребность) из-за предъявления ему новых предметов. Это не приводит к желанию иметь их именно потому, что у человека отсутствует соответствующая этим предметам потребность. Почему в бытовом сознании и даже в сознании психологов предмет отождествляется с потребностью? Дело в том, что с приобретением жизненного опыта человек начинает понимать, каким образом, с помощью чего может быть удовлетворена возникшая потребность. До своего первого удовлетворения потребность, как отмечал А. Н. Леонтьев (1971), еще «не знает» своего предмета, он еще должен быть найден, и, добавим, его еще необходимо запомнить. Поэтому потребности младенцев первоначально с предметами не связаны. Наличие потребности они выражают общим беспокойством, плачем. Со временем дети узнают те предметы, которые помогают избавиться от неприятных ощущений или получить удовольствие. Постепенно образуется и закрепляется условно-рефлекторная связь между потребностью и объектом ее удовлетворения, его образом (как первичным, так и вторичным представлением). Образуются своеобразные потребностно-целевые комплексы «опредмеченные потребности», по А. Н. Леонтьеву, в которых потребность конкретна, а цель -- часто абстрактна (нужна еда, жидкость и пр.). Поэтому во многих стереотипных ситуациях вслед за появлением нужды и ее осознанием у человека сразу же, по механизму ассоциации, всплывают образы предметов, удовлетворявших эту потребность ранее, а заодно и необходимые для этого действия. Ребенок не говорит, что у него появилось ощущение голода, жажды, а говорит: «хочу есть».
Таким образом, в сознании ребенка, а затем и взрослого предметы становятся эквивалентами потребностей, наподобие того, как ксилит заменяет диабетикам сахар, не являясь таковым. Однако в ряде случаев даже у взрослых ассоциативная связь потребности с предметом ее удовлетворения может отсутствовать. Это бывает, например, когда человек попадает в неопределенную ситуацию или чувствует, что ему чего-то недостает, но не понимает, чего именно, или же неправильно представляет предмет потребности. Не могут быть сущностью потребности предметы ее удовлетворения. Для социологов потребности выступают как ценности, и характерно, что многие не отождествляют ценности и потребности.
В. С. Магун полагает, что экономическая традиция, объединяющая промежуточные и конечные потребности (блага) в рамках общего ряда, является более конструктивной, чем психологическая. Но не значит, что потребность не относится к психологической области. «Экономический» подход, по мнению В. С. Магуна, позволит понять механизмы взаимодействия собственных потребностей индивида с потребностями других людей и социальных систем. В основу своего подхода В. С. Магун положил понятия сохранения и развития (совершенствования) субъекта, научным и обыденным сознанием воспринимающиеся как проявления благополучия человека. В. С. Магун обозначает состояния и процессы субъекта и его внешней среды, которые являются причинами (правильнее было бы сказать факторами, условиями) сохранения и развития этого субъекта. В. С. Магун вслед за экономистами вводит понятие порядков. При этом под благом первого порядка он понимает, например состояние сытости, под благом второго порядка -- хлеб, затем -- зерно, мельницу поле на котором выращивают зерно, и так до бесконечности. Состояние отсутствия блага автор принимает за потребность. Находясь в таком состоянии, субъект как бы требует восстановления своей нарушенной целостности (сохранности), или развития, или появления условий, обеспечивающих эти результаты. Отсутствующее благо В. С. Магун называет предметом потребности. Таким образом, потребность в благе X -- это состояние отсутствия блага X, а наличие блага X означает отсутствие потребности в нем.
Видя причины изменения состояний субъекта (появления потребности) вне человека, он вводит термин «внешняя потребность», хотя и понимает, что это звучит непривычно. Он выделяет также потенциальные потребности, под которыми понимается все, из-за отсутствия чего могут нарушиться процессы сохранения и развития индивида. Здесь он снова вступает в противоречие с самим собой, так как потребностью становится уже само благо, а не его отсутствие и связанное с этим состояние субъекта. Кроме того, рассуждения типа: раз у меня этого нет, значит, у меня в этом есть потребность, -- далеки от реальности.
В.С. Магун делает вывод о том, что, удовлетворенность влияет на потребность двояко по мере роста удовлетворенности потребность в соответствующем благе может как ослабевать, так и усиливаться. Вызывает сомнение обратное положение: чем больше у человека удовлетворенность, тем сильнее у него будет потребность в соответствующем благе. Если не ввести уточнение, что речь идет о знаемой потребности, ставшей для человека ценностью, а не о реальной, испытываемой в данный момент потребности, то согласиться с В. С. Магуном трудно.
Между удовлетворенностью (как отношением) и значимостью той или иной ценности выявляются положительные связи (корреляции). Чем большая удовлетворенность формируется у данного человека от конкретного фактора, тем большей ценностью этот фактор становится для него. Но это не имеет прямого отношения к реально переживаемой потребности, что пытается доказать В.С. Магун. Его идея о том, что чем сильнее удовлетворенность каким-то фактором, тем сильнее выражена у человека актуальная потребность в нем, могла бы быть реализована при рассмотрении переживания потребности как предвкушения чего-то.
Б.Ф. Ломов (1984) определяет потребность как объективную необходимость. Потребность может отражать не только внешнюю объективную необходимость, но и внутреннюю, субъективную. Необходимость чего-либо (ее осознание) может быть одной из побудителей активности человека, не являясь в собственном смысле слова потребностью, а отражая либо долженствование, чувство долга, либо превентивную целесообразность, либо надобность. Но не только полезное является необходимостью и потребностью. Необходимость может отражать и зависимость организма и личности от конкретных условий существования, от факторов внешней среды, существенных для собственного сохранения и развития. Некоторые авторы именно так понимают потребность, как зависимость от чего-то. Леонтьев определил, что потребность есть и требование от себя определенной производительной деятельности (созидания); организм и личность активны не только потому, что им надо что-то потребить, но и потому, что надо что-то произвести. Б. И. Додонов к «теоретическим» потребностям относит убеждения, идеалы, интересы; в качестве потребности у него выступает все влияющее на мотивационный процесс. С точки зрения Д.А. Леонтьева потребность есть объективное отношение между объектом и миром.
Среди них потребности в ухаживании совпадают с потребностями из концепции В. Шутца в близких, интимных отношениях. Потребность в общении с потребностью индивида принадлежать к различным группам. Потребность в доминировании связана с потребностью контролировать и влиять на других. Потребность в подчинении тесно граничит с потребностью человека в том, чтобы другие контролировали его.
Г. Мюррей (Н. Murrey, 1938) выделяет следующие психогенные потребности: агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, избегании неудач, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении.
Э. Фромм (1998) считает, что у человека имеются следующие социальные потребности: в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы», избегании (одиночества); в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости) для того чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности, привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в животных - иначе апатия и отвращение к жизни); в самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам). В этой классификации потребность в человеческих связях совпадает с потребностью во включении, потребность в самоуважении с потребностью в контроле, потребность в привязанности с потребностью в аффекте.
Только А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребностей, выделяя их группы: физиологические потребности, потребности, в безопасности, в социальных связях, самоуважении, самоактуализации. Потребности низших уровней он называет нуждами, а высших -- потребностями роста. При этом он считает, что эти группы потребностей находятся в иерархической зависимости от первой к последней
Диагностика потребности включения, потребности контроля и потребности в аффекте осуществлялась при помощи опросника межлично-стных отношений ОМО, адаптированным А.А. Рукавишниковым . Лич-ностные особенности диагностировались при помощи опросника FРI (форма В), адаптированным в СПбГУ. Толерантность к неопределенности измерялась шкалой толерантности к неопределенности Баднера , со-стоящей из трех субшкал: новизны, сложности и неразрешимости. При этом толерантность к неопределённости понимается как тенденция вос-принимать неопределенные ситуаций в качестве желаемых и, следователь-но, стремиться к ним.
Результаты статистического анализа указывают на многочисленные значимые взаимосвязи толерантности к неопределенности с межличност-ными потребностями, но я рассмотрела наиболее значимые. В частности, чем ниже толерантность человека к сложным ситуациям, тем выше его потребность быть включенным в социальную группу (г s =0,47). По-видимому, членство в группе является одним из механизмов, с помощью которого человек редуцирует неопределённость ситуации. Установленные взаимоотношения, знание норм и правил поведения в различных ситуациях позволяют человеку реагировать на внешний мир стереотипно, а стабильность окружения выступает гарантом определенности (корреляционная матрица приведена в приложении 2).
Интересной является следующая взаимосвязь: чем более человек толерантен к неопределённости, тем более у него выражено стремление кон-тролировать и влиять на окружающих, брать в свои руки руководство и принятие решений за себя и других (г s =-0,43). На наш взгляд, этот факт указывает на тесную взаимосвязь лидерства и способности человека активно взаимодействовать с неопределённостью. В качестве дополнительной догадки можно отметить, что у людей, нетолерантных к неопределённости, возможно, возникает потребность в руководстве со стороны человека, не теряющего в такой ситуации уверенности и способности принимать решения (см. приложение 2).
Нельзя не отметить и следующее: чем ниже у человека толерантность к неопределённости, тем выше у него потребность в интимных отношениях (г s =0,39). Возможно, человек, нетолерантный к ситуации неопределенности, стремится к близким, интимным отношениям потому, что ему комфортно в них, так как он может спрогнозировать дальнейшее развитие событий и тем самым избежать неопределенности (см. приложение 2).
Что касается взаимосвязей межличностных потребностей с другими личностными характеристиками, то мы бы хотели отметить следующее. Чем выше потребность человека в контроле со стороны других, тем ниже его раздражительность (г s =-0,66). Предположительно, спокойным и урав-новешенным людям другие охотнее оказывают помощь, чем раздражительным (корреляционная матрица приведена в приложении 1).
Если говорить о гендерных различиях, то мы обнаружили следующее. У мужчин потребность в контроле и руководстве со стороны других больше, чем у женщин (р=0,018). Этот факт противоречит общепринятым убе-ждениям. Вполне возможно, что он, может быть, объясним тем, что в со-временном обществе постепенно стираются различия между полами, то есть женщины становятся более маскулинными, а мужчины приобретают черты, которые традиционно считаются женскими. Не стоит сбрасывать со счетов и возрастные особенности выборки, которые также могли повлиять на обнаруженное различие (см. приложение 4).
Женщины менее толерантны к трудноразрешимым проблемам, чем мужчины (р=0,039). Быть может, это связано с психологическими разли-чиями между мужчинами и женщинами (см. приложение 4). Как показывают исследования, проведённые в рамках эволюционной психологии, идеальный мужчина умен, креативен и легко приспосабливается . Все эти характеристики связаны с высокой толерантностью к неопределённости. При этом хотелось бы отметить, что - вполне возможно - мужчины, участвовавшие в исследовании, не обладают подобными характеристиками, но лишь отвечают на вопросы так, чтобы выдать желаемое за действительное. Иными словами, в этом случае искажающую роль может сыграть фактор социальной желательности.
Стремление первых греческих философов построить гармоничные отношения человека с миром. Возникновение мировоззренческих проблем при формировании потребностей. Демокрит и Аристотель. Классификация человеческих потребностей Эпикура. Школа софистов.
реферат , добавлен 21.01.2009
Деятельность как универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей, теоретические аспекты понятий, их взаимосвязь, анализ, классификация. Деятельность, труд, и поведение: структура акта. Потребности - предпосылки и продукт деятельности.
курсовая работа , добавлен 01.09.2011
Полемика о природе человека, путях эволюции общества. Идея исторического развития потребностей. Точка зрения Гегеля на человеческие потребности. Положение человека в мире, его "всеобщность", "универсальность". Мнение Карла Маркса о потребностях человека.
реферат , добавлен 26.02.2009
Основные понятия теории потребностей и их связь с мировоззрением и системой ценностей. Социальные, биологические и человеческие потребности личности. Представления о человеке и его разносторонних потребностях в период Возрождения и Нового времени.
реферат , добавлен 06.05.2008
Философская антропология – учение о человеке, ее соотношение с комплексом современных наук о человеке и философскими дисциплинами. Западная философская мысль. Государство как инструмент осуществления справедливости и удовлетворения потребностей человека.
презентация , добавлен 13.05.2012
Проблема возникновения и развития человека, ее сущность и характеристика взглядов. Различные взгляды на происхождение человека. Последователи Чарльза Дарвина, их взгляды на проблему происхождения человечества. Характеристика их мировоззрения и сущность.
реферат , добавлен 22.02.2009
Особенности философии Нового времени, ее направления и представители. Т. Гоббс глазами исследователей его социологического наследия. Характеристика взглядов Ж.-Ж. Руссо. Идея общего блага в социальной философской традиции эпохи Гоббса и Ж.-Ж. Руссо.
реферат , добавлен 10.02.2013
Философская, социальная и культурная ситуация в начале ХХ века. Антропологические, гносеологические и онтологические взгляды Н. Бердяева. Проблема свободы и её соотношение с благодатью и нравственным законом. Зло как необходимый элемент свободы.
реферат , добавлен 01.01.2017
Предмет социальной философии, законы жизни и развития общества, существенные связи между людьми, определяющие структуру общества. Главные условия, тенденции и перспективы общественного развития. Проблемы теории познания, ценности духовной культуры.
реферат , добавлен 30.10.2011
Предмет, структура и функции философии. Основные этапы развития философии: ранний эллинизм, Средневековье, эпоха Возрождения и Новое время. Характеристика немецкой классической философии. Онтология, гносеология, социальная философия, учение о развитии.
Люди, состоящие в членах различных групп, неизбежно между собой общаются, что вполне естественно, мало того, закономерно. Складывающиеся межличностное общение и взаимодействие оказываются предметом, который подлежит изучению науки, называемой социальной психологией.
В силу специфических особенностей человека он должен общаться внутри социальной группы, ибо в противном случае, при отсутствии надлежащего контакта между отдельными индивидами, ни одна из человеческих общностей не будет иметь никаких возможностей для реализации совместной деятельности.
В связи с необходимостью осуществления индивидами любой коллективной деятельности возникает потребность в общении, являющемся процедурой, способствующей развитию отношений между личностями.
Буквально каждая возникающая межличностная связь сопровождается стремлением решить три ключевых задачи:
Межличностное общение всегда будет находиться в зависимости от ряда факторов, в частности от таких характеристик личности как: пол и национальность, темперамент и возраст, наконец, состояние здоровья индивида и накопленный им опыт общения. Со временем восприятие окружающего мира каждым индивидом начинает преломляться сквозь призму его образа жизни.
Чем выше уровень социального интеллекта у индивида, тем он более действенен в своей способности определения психического состояния, социального и физического облика окружающих, с которыми ему приходится поддерживать отношения.
Изначально и прежде всего, происходит концентрация внимания человека на физическом, телесном образе индивида, а именно на его характеристиках:
Формирование социального облика индивида сопровождается его восприятием на уровне характеристик:
Социальные особенности оказываются более информативными, нежели особенности физического облика. Стоит заметить, что в любом случае работают механизмы, которые препятствуют восприятию неискаженного образа, что существенно ограничивает потенциал непредвзятого постижения окружающих. Речь в данном случае идет о роли первого впечатления, которое в значительной степени оказывает влияние на формирование образа индивида.
Что еще немаловажно, так это включение механизма интерпретации, когда восприятие конкретного индивида сопряжено с использованием накопленного личного опыта. Нередко происходит так, что межличностное познание происходит через отождествление конкретного человека с другим индивидом, в результате чего ему могут приписываться не свойственные ему в действительности мотивы и особенности.
Чем дольше взаимодействуют индивиды, тем глубже их межличностное взаимопроникновение. Вполне естественно, что одной из составных частей взаимодействия являются межличностные связи.
Процедура, при которой осуществляется взаимодействие индивидуумов с целью обоюдного познания, развития взаимосвязей, в результате чего проявляются взаимные влияния на поведение и взгляды участников таких связей, расценивается как психология межличностного общения.
Ведь коммуникации (общение) оказываются одной из ключевых категорий психологии и рассматриваются ею на равных условиях с такими категориями, как:
Что же понимается под общением в психологии? Прежде всего – человеческие отношения, подразумевающие различные конфигурации общей деятельности индивидов. Чаще всего общение и деятельность распознаются как разные стороны социального человеческого бытия, либо общение разбирается как отдельный элемент той или иной деятельности, рассматриваемой в свою очередь как условие общения. Общаясь, люди обмениваются сформировавшимися у них взглядами, возникающими идеями, чувствами.
Сложности межличностного общения и взаимодействия проявляются через возникновение мотивационных и операциональных затруднений, соотносящихся с интерактивной и коммуникативной сторонами общения. Характерными признаками оказываются недостаток желания осмыслить особенности личности собеседника, его интересы и внутреннее состояние. Как следствие – проявление проблем общения со стремлением извлечь выгоду от коммуникации с собеседником через его обман, запугивание или демонстрирования чрезвычайной о нем заботливости.
Переломным периодом процесса эволюции межличностных отношений является подростковый возраст и особенно – юношеский. Именно в этом периоде, в возрасте 14 лет, происходит установление разных отношений к людям пожилого возраста, к собственным родителям, одноклассникам, друзья, учителям, к лицам других национальностей, к людям больным.
Обычно подросток обращен вовнутрь себя, нередко он погружен в собственные фантазии, задумчив. Вместе с тем он часто нетерпим к окружающим, крайне раздражителен, имеет место проявление агрессии. В 16 лет обычно начинается период самопознания с самоутверждением, молодой индивид проявляет свою наблюдательность. Из-за своего предельно критичного отношения к реальности молодые люди многое не приемлют и отрицают.
Молодежная среда, из-за нередкого неумения студентов сострадать, уважать чувства других, наполняется конфликтами, что является причиной дестабилизации эмоционального фона студенческих коллективов. В этом возрасте молодые люди обоих полов часто преступают принципы культуры поведения. Для уклонения от активации подобных ситуаций, взрослые должны стараться не повышать градус общения, придерживаясь уважительного тона. Рекомендовано не использовать в отношении подростков безапелляционных суждений в вопросах, касающихся музыки и моды.
Исключительно добрые отношения являются залогом уравновешенного межличностного общения в молодежной среде, к которому должны стремиться взрослые люди. Избегание скандалов и стремление достижения компромиссов – главная цель взрослых, которым необходимо стараться мягко уступать, не развертывая конфликты с их демонстрацией как можно большему числу окружающих. Именно такой подход будет благоприятствовать налаживанию стабильно хороших отношений.
Развитие межличностных отношений и их культуры, способствует умению верно определять черты человеческого характера с верным восприятием окружающих индивидов, выбором соответствующего стиля и тона общения. Часто одни и те же слова могут при общении с разными людьми, спокойными или возбужденными, провоцировать различную реакцию.
С развитием межличностных отношений формируется и их культура, в основе которой – высокая потребность в глубоко эмоциональном, содержательном общении. Она удовлетворяется в том случае, когда личность способна сопереживать другим людям, воспринимая их мысли и чувства. Для соблюдения культуры межличностного общения важно обладать умением правильно формулировать вопросы, а также уметь на них отвечать исчерпывающе и точно, для чего иметь большой словарный запас и образность речи.