Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных ч. 2 ст.57 ЖК РФ.
- граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний согласно Перечню заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Но как следует понимать словосочетание внеочередность и как долго ждать внеочередного предоставления жилья? У граждан может возникнуть вопрос, какой срок имеется в виду в таком случае. Что означает внеочередность предоставления жилого помещения?
На данные вопросы есть однозначные ответы не только в теории, но и на практике.
Реализация гражданином права на внеочередное предос тавление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его со ответствующим жильем.
Такой вывод следует из Определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ по делу № 85-В08-3.
Давайте ознакомимся с данным делом подробнее.
К. по договору социального найма зарегистрирована и проживает вместе с дочерью и ее несовершеннолетними детьми в 2-х комнатной квартире.
К. является инвалидом II группы по психическому заболеванию, входящему в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно; семья К., состоящая из 4-х человек, признана малоимущей и принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке под № 275. Неоднократные обращения К. к местной администрации с просьбой срочно обеспечить их семью жилым помещением во внеочередном порядке остались без удовлетворения.
Решением районного суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда, в удовлетворении иска отказано. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ состоявшиеся по делу судебные постановления отменила, дело направила на новое рассмотрение, указав следующее.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что, поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено К., его предоставление семье истицы должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней.
Между тем судом при рассмотрении данного дела допущено существенное нарушение, норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Вышеназванные требования закона не были учтены судом при рассмотрении возникшего спора и привели к неправильному разрешению дела, нарушению прав заявителей.
Извлечение из Обзора
законодательства и судебной практики
Верховного Суда РФ
за четвертый квартал 2008 г.
12 мая 2012 Юридическая помощь по любым
вопросам недвижимости
Узнать больше об услугах и ценах
Согласно положениям статьи 33 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления распоряжаются жилищным ресурсом, исходя из определения трёх категорий граждан, нуждающихся в предоставлении квартир или комнат.
Его составляет уполномоченное должностное лицо, ответственное за льготное предоставление квартир гражданам населённого пункта, на основании номенклатурного регламента, установленного для граждан, претендующих на получение жилья в первую очередь.
Претенденты опираются на законодательную основу, допускающую льготное получение соответственно положениям статьи 36 ЖК РФ (см. ). Она определяет перечень таковых из числа:
Эти и иные граждане, включённые в перечень льготников, допускаются к первоочередному получению квартир.
В иных случаях – решение общего профессионального собрания, сотрудников предприятия (учреждения), ходатайствующих о предоставлении обозначенных льгот, направленное в администрацию населённого пункта.
В неё входят лица, которым требуется предоставить место для постоянного проживания без промедления в силу особых обстоятельств.
В их число входят лица из числа нижеследующих, утверждённых соответствующим перечнем:
Этот вид очереди регламентируется региональными и локальными актами и нормативами, которые опираются на тенденцию, сложившуюся в регионе или местности, но не нарушая федерального законодательства.
Это приводит к тому, что внеочередники годами обитают в общежитиях, а сиротам – выпускникам детских домов и интернатов предоставляют не пригодные для проживания помещения. Конечно, различные регионы по-разному относятся к данной проблеме, встречаются так же случаи добросовестного и даже гуманного отношения к лицам, притязающим на .
Данная категория не имеет преимуществ перед остальными очередниками. Однако для её постановки так же требуются гражданско-правовые основания, так как она не включает в себя всех претендентов из числа желающих получить муниципальную квартиру.
Для того, чтобы осуществить постановку на учёт, требуются условия:
Критерии нуждаемости в тех или иных регионах различны. По преимуществу к числу нуждающихся относятся граждане, не имеющие собственной жилой площади.
А так же те, кому требуется расширение площади, при категорическом нарушении санитарных норм, установленных местными и федеральными властями на основании статьи 50 ЖК РФ (п.1), в расчёте соотношения имеющегося метража на одного члена семьи. Обычно в регионах предусматривается норма не менее 6 м 2 (см.).
В каждую из перечисленных очередей вносятся лица, притязающие на постановку и соответствующие критериям, предъявляемым к таковым.
Критерии предусматривают документальное подтверждение.
Предоставление жилья является социальной акцией, предусматривающей передачу прав на основании составления договора социального найма.
Независимо от различия критериальных рамок регионов и статуса поселений, в которых устанавливается очередь, существуют некоторые унифицированные форматы определения очередников.
Общая очередь предусматривает лиц, которые являются резидентами РФ и входят в социальные слои:
Рамки, которые установлены для определения таковых, устанавливаются по усмотрению местного законодательства и могут расширять или сужать стандарты, предлагаемые федеральным законодательством.
Например, в Москве такие рамки сужены до пределов, а требования, предъявляемые к претендентам на постановку в очередь очень жёсткие.
В Санкт-Петербурге, напротив, такие рамки расширены. В частности, постановка на учёт в данном качестве допустима не только для малоимущих и нуждающихся в жилье, но и для:
Такие нюансы в ведении местных администраций, которые располагают достоверными сведениями о том, каким образом они компонуют списки.
Органы муниципальной власти населённого пункта или городов федерального значения, выделяют департаменты жилищной политики при городских исполкомах. Районные центры формируют аналогичные отделы при исполкоме, а в сельсоветах таким вопросом может заниматься правление.
В любом случае, претендентам на получение следует подходить в местную администрацию, с пакетом документации, подтверждающим их право на внесение в списки очередников.
Они проверяют документацию и контролируют правильность заполнения учётных бланков и составления заявлений. При необходимости – консультируют по данному вопросу.
Собранные заявления и документы передаются в административную комиссию, которая определяет допустимость внесения в списки или отказывает в таковом. Такая процедура рассмотрения может занимать целый месяц. А при наличии большого числа заявлений – срок может продлиться.
После рассмотрения, заявителям передаются выписки из решения комиссии, которые содержат положительное или отрицательное решение по вопросу. Выписка содержит ссылки на законодательные положения, которые санкционировали тот или иной выбор.
Заявители, полагающие, что их права нарушены, могут подавать заявление на обжалование или составлять иск и рассматривать вопрос в судебном порядке.
Получение жилья участниками одной очереди осуществляется исключительно из резерва, предусмотренного для этого, а не иного списка (см. ).
То есть каждая очередь формируется из средств, запланированных на получение жилья гражданами определённой категории.
Законодательство не допускает перемешивания инвестиций со стороны администрации в пользу одной из очередей.
Ежегодно, при планировании регионального бюджета, учитывается необходимость наполнения жилищного фонда по каждому из направлений, основанных на потребностях населения.
Решение вопроса с жильём для внеочередников за счёт основной (общей) группы нуждающегося населения – недопустима. Если такие случаи будут иметь место, что подтвердится при соответствующей проверке – ордер на квартиру будет признан незаконно выданным, а договор социального найма – ничтожным и не вступившим в силу.
Если возникает острая ситуация, допускается внесение изменений в учётные записи очередников, что определяют положения статьи 34 ЖК РФ.
Для этого требуются веские аргументы, на основании которых происходит комиссионное обсуждение с вынесением результатов рассмотрения в протокол. А так же – официальное документальное оформление.
Для административных структур случаи внесения исправлений – редкость. Но и их допустимо применять в качестве штрафных санкций для недобросовестных жильцов.
Например, глава многодетной и малообеспеченной семьи, которая ожидает своей очереди, неоднократно нарушал общественный порядок, будучи в нетрезвом состоянии. После многократного приглашения патрульных служб, граждане из числа соседей, написали письмо в администрацию населённого пункта с просьбой применить к гражданину меры ответственности.
На основании жалобы администрация вправе внести изменения, переводящие гражданина по списку вниз, отдалив приближение расширения.
Иные локальные акты предусматривают продвижение в порядке очерёдности лиц, которые передают в пользование муниципалитету собственные недвижимые объекты, в счёт приобретения нового помещения. Такое решение может быть принято по заявлению заинтересованного лица.
По преимуществу изменения вносятся при распределении ведомственного жилья. Такая процедура наиболее законна и не подлежит последующему оспариванию в суде, так как граждане решают подобные вопросы на общем собрании путём открытого голосования, выдвигая предложения в пользу добросовестных сотрудников или наказывая нарушителей трудовой дисциплины.
В каждом из случаев главное – тщательное оформление документации и опора на гражданско-правовую базу и положения ЖК РФ.
Российские граждане, площадь жилого помещения которое они занимают и имеют по праву собственности ниже установленных нормативов, наделены конституционным правом получения бесплатного или льготного жилья от государства.
Отвечая на вопрос, как получить муниципальное жилье, стоит рассмотреть ключевые условия выделения бесплатных домов и квартир.
Жилищный кодекс РФ рассматривает обеспечение малоимущих нуждающихся граждан в порядке очередности с учетом таких критериев:
Для того, чтобы встать в очередь на получение жилья от государства необходимо представить в муниципалитет подготовленный заблаговременно пакет документов. Необходимый пакет документов может отличаться в зависимости от региона проживания и от льготной категории граждан-претендентов.
По общему правилу он состоит из:
Получение квартиры от государства в РФ может потребовать представления и иных дополнительных документов для предоставления права на получение жилой площади. При этом, передавая их на рассмотрение комиссии важно попросить расписку от принимающего лица.
Представленные заявителем документы детально изучаются на протяжении 30 дней, после чего заявитель получает положительное решение или отказ (в письменном виде) в присвоении статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заявитель может оспорить отрицательный ответ жилищного отдела муниципалитета в судебном порядке.
Российское жилищное законодательство четко не устанавливает, какое именно жилое помещение может быть выделено нуждающимся гражданам в рамках соглашения о социальном найме.
Право установления нормы площади предоставляемого жилого помещения остается за региональными властями. Норма площади устанавливается в зависимости от уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В среднем по РФ установлена на уровне 15-18 кв.м. на человека, на семью из двух человек- 32 кв.м.
Размер предоставляемого жилого помещения может быть увеличен при наличии льготной категории (инвалиды, военные льготных категорий и др.).
Помимо выполнения норм по числу квадратных метров жилплощади, выдвигаются и иные требования к предоставляемым государством домам и квартирам:
Гражданин подал документы на получение бесплатного жилья от государства, однако в выделении квартиры ему могут отказать, если он умышленно ухудшил условия своего проживания:
Кроме того, в постановке на учет могут отказать по следующим основаниям:
Получение бесплатного жилья от государства предусматривает оформление договора социального найма, в котором прописываются такие аспекты, как:
Определившись относительно того, как получить жилье от государства, следует четко уяснить - какие действия с муниципальной жилплощадью могут быть признаны незаконными.
Такие ограничения на муниципальное жилье вполне обоснованы: право собственности на него остается у государства, следовательно, владелец не может определять его юридическую судьбу.
Если гражданин пренебрежет правилами и проведет с квартирой, находящейся в социальном найме, незаконную сделку, то такие действия не только повлекут конфискацию жилой площади, но даже могут стать основанием для уголовной ответственности.
Над тем, можно ли получить квартиру бесплатно задумываются многие российские граждане. Следовательно, важно рассмотреть варианты выделения благоустроенной жилой площади.
На такую опцию могут рассчитывать:
Если гражданин участвует в одной госпрограмме на получение бесплатной квартиры, то в иные программы обеспечения жильем он не может подавать документы. Если военнослужащий участвует в НИС, то на получение квартиры по программам для нуждающихся он не имеет права).
18 февраля 2017, 00:10 Окт 31, 2019 01:00
Жилье может быть предоставлено гражданам вне очереди по договорам социального найма или по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 57 , ч. 1 ст. 91.15 ЖК РФ).
Вне очереди жилые помещения вправе получить, в частности, следующие категории граждан.
1. Граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции
Для признания жилого помещения непригодным для проживания (в целях получения нового жилья) должны быть определенные основания (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Так, жилое помещение признают непригодным для проживания, если будут выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие (п. 33 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47):
2. Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание
В данном случае наличие тяжелой формы хронического заболевания, включенного в определенный перечень, должно быть подтверждено медицинским заключением (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Справка. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний
К тяжелым формам хронических заболеваний, при которых страдающие ими граждане вправе получить жилое помещение без очереди, относятся (Перечень , утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378):
— активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза;
— злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;
— хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
— эпилепсия с частыми припадками;
— гангрена конечностей;
— гангрена и некроз легкого;
— абсцесс легкого;
— пиодермия гангренозная;
— множественные поражения кожи с обильным отделяемым;
— кишечный и уретральный свищи.
3. Дети-инвалиды — сироты или без попечения родителей, проживающие в организациях социального обслуживания
Эта категория граждан подлежит обеспечению жилыми помещениями вне очереди по достижении инвалидом возраста 18 лет, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни (ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
4. Педагогические работники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Эта категория граждан имеет право на предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, а также право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда (п. 6 ч. 5 ст. 47 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
5. Прокуроры РФ
Вне очереди по решению Генерального прокурора РФ жилые помещения предоставляются прокурорам, переведенным на службу в другую местность на должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, их заместителей (п. 7 Приказа Генпрокуратуры России от 12.11.2014 N 616).
Примечание. Служебные жилые помещения предоставляются прокурорам в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту службы.
6. Граждане, выселяемые в связи с чемпионатом мира по футболу FIFA 2018 г.
Гражданам, выселяемым из занимаемых по договору социального найма жилых помещений или жилых помещений в общежитиях в связи со сносом домов для размещения объектов инфраструктуры, предназначенных для чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., вне очереди предоставляются жилые помещения по договору социального найма (ч. 3 ст. 31 Закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ).
Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате.