Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.
Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?
Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ ).
В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам , либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) .
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении .
При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства .
Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира - получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12) .
В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.
В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора - предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.
Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).
Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялись по расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства . Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.
Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.
Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.
Пассажирские перевозки необходимы для транспортировки людей из одного пункта в другой. В процессе перевозки водителю транспортного средства доверяются жизнь и здоровье пассажиров, поэтому он должен иметь особое право на осуществление данного вида деятельности: лицензию – разрешение официальных органов на перевозки.
В РФ действует закон о необходимости лицензирования для водителей, которые занимаются перевозом пассажиров. Цель получения подобного разрешения – повышение безопасности граждан и снижение количества аварийных ситуаций на дорогах. Правила оформления лицензии зависят от региона и типа транспорта.
Для получения разрешительного документа на пассажирские перевозки водители регистрируются в налоговой инспекции в качестве индивидуальных предпринимателей или открывают ООО. Это необходимо для того, чтобы числиться владельцем услуги перевозки и получать от нее прибыль. Регистрация собственной компании не отличается от узаконивания ИП или ООО для осуществления других видов предпринимательской деятельности.
Процедура регистрации ИП проста в исполнении, обходится бизнесмену дешевле, имеет упрощенную отчетность, поэтому для начала бизнеса стоит открыть ИП. При успешном развитии бизнеса ИП несложно ликвидировать и открыть ООО – как компанию с более широкими возможностями.
Лицензия, независимо от того, на какой вид деятельности она выдается, обладает юридической силой и обязательна для оформления согласно законодательству, когда речь идет о предоставлении услуг по транспортировке пассажиров. Законодательством РФ определен перечень сфер деятельности предпринимателей, в которых без наличия лицензии деятельность компании признается противозаконной.
Лицензия выдается предприятию после официальной регистрации ИП или ООО. Важно помнить, что прежде чем регистрировать компанию, предпринимателю рекомендуется выяснить, требуется ли для данной сферы деятельности оформлять лицензию, чтобы начать готовить необходимые документы заблаговременно.
Согласно нормам законодательства, перевозки пассажиров имеют право осуществлять юридические лица или частные предприниматели, получившие документ, позволяющий осуществлять это право. Для компаний или физических лиц его отсутствие грозит штрафными санкциями или даже конфискацией авто. В случае аварийной ситуации первым делом проверяется наличие данного документа у владельца транспортного средства.
Проверками занимается специальная Федеральная служба. Контроль производится через каждые 2 года или при обнаружении нарушений. Правом контролировать наличие лицензии обладают и другие государственные структуры: таможенная служба, инспекция по безопасности дорожного движения и пр.
Потенциальные перевозчики, которые регистрируют собственное предприятие и планируют осуществлять перевозки граждан, должны понимать, что лицензия необходима вне зависимости от вида транспортного средства: автомобиля, автобуса, водного или воздушного средства.
Основные условия осуществления работ:
Количество посадочных мест оказывает влияние на необходимость получения официального разрешения на деятельность. Если в транспорте помещается 8 и более человек, то лицензия нужна. При количестве посадочных мест менее 8 документ не требуется.
Таким образом, регулярные перевозки, к которым относятся, например, рейсовые курсирования транспорта внутри населенного пункта, требуют разрешения официальных органов. Это требование касается , деятельность которых по перевозке пассажиров является основной. Регулярные перевозки предприятием собственных работников не подпадает под категорию лицензируемых.
Для водителей такси, которые занимаются извозом в частном порядке, правила организации работы регулирует закон «О такси». Из документа следует, что это не вид подработки, как это было всегда, а разновидность полноценной предпринимательской деятельности. Водитель, занимающийся частным извозом регулярно, обязан оформить ИП или ООО. Официальный статус гарантирует таксисту право официально осуществлять деятельность по перевозке пассажиров.
ФЗ устанавливает обязательное наличие лицензии для такси. В то же время водители должны принять во внимание противоречие в законодательстве: таксистам разрешается не регистрировать ИП, но лицензия на перевозки у него должна быть.
Во избежание проблем с федеральными органами, которые контролируют деятельность компаний, предпринимателям рекомендуется оформлять и бизнес, и лицензию официально.
Для того чтобы получить разрешение на перевозку пассажиров, которое призвано обеспечить правомерность деятельности предпринимателей, необходимо подготовить пакет необходимых бумаг и предоставить их в орган Ространснадзора в регионе проживания. Пакет документов требуется на каждую категорию перевозок:
Для отдельных категорий водителей есть конкретные условия, которые необходимо соблюдать и подтвердить факт документально. Например, водитель международного транспорта должен иметь стаж работы не менее 3 лет.
Информацию о перечне документов для получения лицензии можно узнать на портале Федеральной службы по надзору в области транспортных услуг. В список документов включены:
Дополнительные документы , которые могут понадобиться:
Комиссия по рассмотрению дела о лицензировании может запросить иные справки и подтверждения в зависимости от индивидуальных условий зарегистрированной компании.
Ространснадзор и другие лицензирующие органы в регионах уполномочены рассматривать вопросы об оформлении лицензий перевозчикам пассажиров. При подаче документов и заявления к пакету бумаг прикладывается квитанция об уплате государственной пошлины. Ее размер – 2 600 руб. Цены на оформление самой лицензии не фиксированные, они зависят от того, о каком регионе идет речь. В среднем предпринимателю придется заплатить сумму от 5 000 руб.
Заявление рассматривается не более 45 дней . Право на транспортировку пассажиров компания получает на 5 лет. В первые 3 дня соискателю могут быть возвращены документы, если проверяющими обнаружены неточности в оформлении или пакет предоставлен не полностью. На исправление ошибок заявителю дается 30 дней. Если компания нарушит правила перевозок, то действие разрешения на перевозки пассажиров прекращается раньше срока.
Для получения лицензии для возможности осуществлять пассажирские перевозки компания должна соответствовать условиям:
Закон устанавливает два основания, по которым Ространснадзор может отказать соискателю в предоставлении лицензии:
Недочеты выявляются в процессе проверки документов заявителя и его имущества. Ространснадзор оформляет отказ в форме письменного распоряжения, которое выдается предпринимателю в течение 3 дней со дня подачи заявления. Причины отказа должны быть обоснованы ссылками на нормативно-правовые документы. Если заявитель не согласен с выводами лицензирующего органа, он имеет право обжаловать его постановление в арбитражном суде. На подачу заявления у него есть 3 месяца.
За перевозку пассажиров без лицензии законом предусмотрено административное или уголовное наказание.
Административное предусматривает штраф, который накладывается на руководителя компании. Если нарушение повторяется еще раз, то снова назначаются штрафные санкции, далее может следовать конфискация автомобиля, или на 90 дней приостанавливается коммерческая деятельность.
Уголовная ответственность наступает в таких случаях:
За эти действия предусмотрено уголовное наказание и лишение лицензии. Тяжесть наказания зависит от последствий деяния: от штрафа в крупном размере до лишения свободы до 5 лет.
Современные компьютерные технологии позволяют совершать многие официальные процедуры он-лайн. Это касается и подачи заявки на получение лицензии на пассажирские перевозки.
Все официальные действия производятся через сайт госуслуг. Заявитель должен зарегистрироваться на портале, в результате чего он получает доступ к услугам он-лайн. Порядок и последовательность действий размещены на сайте под закладкой «Лицензии, справки, аккредитации». Заявление заполняется прямо на портале, документы переправляются в сканированной форме. Сроки рассмотрения те же.
Инструкция по оформлению заявки на получение лицензии в онлайн-режиме представлена в этом видео на примере легкового такси.
Лицензия на пассажирские перевозки, действует в течение 5 лет . Не более чем за 10 дней до окончания срока действия предпринимателю необходимо заняться решением вопроса продления документа. Число продлений закон не ограничивает, срок не изменяется.
Документ, разрешающий пассажирские перевозки предпринимателям, не нужен в таких случаях:
Эти условия установлены законодательно и при контроле проверяется в первую очередь факт получения прибыли за осуществление перевозок.
Законодательные акты, на основании которых производится лицензирование пассажирских перевозок:
Лицензия на возможность предоставлять услуги перевозок пассажиров – это государственный документ, который предоставляет бизнесмену официальное юридическое право на предпринимательскую деятельность в этой сфере и гарантирует максимальное соблюдение безопасности на дорогах.
Компания «ДжиАр ЭлЭс» предоставляет услуги по оформлению транспортной лицензии на пассажирские перевозки с 2005 года. Наработанный опыт практического взаимодействия с государственными лицензирующими органами служит базой надёжного сотрудничества с нашими клиентами. Мы гарантируем получение лицензии на транспортные перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, всем своим заказчикам.
Лицензия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом выдаётся на 5 лет.
Государственная пошлина за предоставление транспортной лицензии на пассажирские перевозки составляет 2 600 рублей.
Срок действия лицензии на пассажирские перевозки продлевается по заявлению лицензиата.
Срок оформления лицензии на перевозку пассажиров: 45 дней.
За продление срока действия лицензии взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.
За получение дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии на перевозку пассажиров, взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.
Юридическая фирма «ДжиАр ЭлЭс» может помочь Вам с получением лицензии вне зависимости от организационно правовой формы Вашего бизнеса (ООО, ЗАО, ОАО или ИП). Также возможно получение лицензионных карточек на Ваши автобусы.
Срок действия лицензионной карточки на каждую единицу автотранспорта (автобус) - 1 год.
1. Учредительные документы юридического лица:
5. Договор с организацией имеющей право проводить предрейсовые медосмотры водителей (+ копия лицензии на право их проведения).
6. Договор на техническое обслуживание автотранспорта (+ копия сертификата соответствия).
7. Договор на стоянку автотранспорта (адрес фактического места стоянки + копии платежных поручений, кассовых чеков, квитанций об оплате стоянки).
8. Сведения о Руководителе, главном бухгалтере, ответственном за транспорт: ФИО полностью, телефон.
9. Сведения об организации: адрес, телефон, факс, банковские реквизиты.
За более подробной информацией о том, как обращайтесь по контактным телефонам, либо электронной почте.Пассажирские перевозки при нарушении установленных правил могут принести серьезный вред здоровью и жизни перевозимых пассажиров.
При отсутствии определенных разрешений и не соблюдении правил, ситуация может стать по-настоящему трагической. По этой причине к организации пассажирских перевозок стоит подойти максимально серьезно.
Водителем, планирующим заниматься подобным видом деятельности, обязательно нужно получить соответствующую документ — лицензия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в 2019 году .
Стоит узнать обо всех важных нюансах, сопровождающих данный процесс, чтобы потратить минимальное количество времени.
Законное лицензирование пассажиров современным автомобильным транспортом – это одна из самых распространенных и простых процедур.
Среди основных вариантов получения такого документа, как лицензия на пассажирские перевозки для ИП, можно отметить:
Подробные требования по перевозке устанавливаются уже на уровне субъектов страны . Здесь имеет значение большое количество факторов, начиная от климатических и рельефных особенностей региона и заканчивая установленными и принятыми дополнениями на региональном уровне ПДД.
Чтобы была получена лицензия на перевозку пассажиров более 8 человек, водителю нужно соответствовать определенным требованиям, которые устанавливает специальный лицензионный кабинет.
Среди самых основных из них можно выделить достаточное количество транспортных средств, при этом полностью исправным . Все виды используемых транспортных средств подвижного состава тщательно контролируются специальными надзорными органами.
Таким образом государство стремится обязать современных перевозчиков осуществлять техническое обслуживание автомобилей.
Для организации маршрутов необходимо взять определенное количество автомобилей, что также проверяется в процессе лицензирования.
Пристальное внимание уделяется оптимальной безопасности эксплуатации . Лица, ответственные на нее, занимают особые должности, аттестованные государственными органами. Это касается дальних автомобильных перевозок.
Правила и условия перевозки пассажиров разработаны не только в соответствии с российскими нормативными актами, но также в соответствии с установленной на международном уровне конвенцией о современных международных правилах.
Одновременно с требованиями к транспорту и правилам движения, существуют определенные правила и условия к водителям.
Вот самые основные из них:
Это обязательные требования к водителям и транспортным средствам, но существуют также и дополнительные. Их перечень прямо зависит от определенных региональных и областных требований.
Всем без исключения перевозчикам требуется составить грамотное заявление на получение лицензии, а также потребуется приложить к ней квитанцию относительно уплаты госпошлины.
Среди иных документов и требований к перевозчикам, можно отметить:
Также есть особые документы, перечень которых основывается на предъявляемых к соискателю требований.
Если у заявителя есть специальные помещения и оборудование для проведения ТО, ремонта используемых авто, если есть договор на проведение технического обслуживания, потребуется предоставить следующие документы:
Водители, которые будут заниматься перевозками пассажиров, должны иметь определенный стаж, нужную квалификацию, а также необходимое освидетельствование.
Среди документов, подтверждающих данный фактор, можно отметить:
Определенные документы требуются также медицинским сотрудникам, которые проводят осмотры водителей, осуществляющих осмотр. В этом случае потребуется наличие договора на оказание услуг, связанных с медицинскими осмотрами.
Потребуются копии медицинской лицензии на проведение медицинских осмотров перед и после рейса.
Определенным требованиям также должны соответствовать используемые в работе транспортные средства. В них обязательно должны быть установлены приборы для контроля за водителем, за регулированием режима труда и отдыха.
Требуется наличие современной спутниковой навигации ГЛОНАСС . Все это должно быть подтверждено следующими документами:
Могут потребоваться иные документы, список которых нужно уточнить в территориальном органе Ространснадзора . Водитель или компания-перевозчик должны четко соблюдать требования, установленные Федеральным законом, свидетельствующем о высоком уровне транспортной безопасности.
Перед тем как подать заявление на получение лицензии, нужно обязательно уточнить перечень всех требуемых документов для получения лицензии.
Данные сведения можно найти на официальном сайте государственной лицензирующей организации или на современных информационных стендах.
При отсутствии перечисленных документов лицензия на осуществление пассажирских перевозок не будет выдана, соответственно заниматься подобным ответственным делом запрещено.
Современные виды автомобильного транспорта лицензируются Управлением государственного дорожного и автомобильного надзора .
Для получения документа, разрешающего проводить регулярные автомобильные перевозки пассажиров нужно обратиться в специальное территориальное подразделение данной структуры.
В организации Госавтодорнадзор можно получить лицензии к осуществлению международных перевозок .
Эта же организация осуществляет контроль над соответствием перевозчика установленным лицензионным требованиям, которые можно найти, изучив положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом во время действия разрешения.
Документы на рассмотрение и получение сертификации с лицензированием можно подать через ресурс gosuslugi.ru .
Это идеальное решение вопроса, как получить лицензию на перевозку пассажиров частному лицу или компании. Время рассмотрения документов по основным государственным инстанциям составляет 30 дней в каждой из них.
На данном сайте в разделе сдачи документов обозначены нормативные сроки получения ответов.
Чтобы сократить время рассмотрения документов, можно лично посетить нужные организации. В определенных случаях может потребоваться обратиться сразу в несколько инстанций или несколько раз.
Если речь идет о регистрации крупной компании, это значительно сократит время оформления. При наличии свободных средств можно обратиться за помощью к посредникам, решение всех вопросов они возьмут на себя.
Работающие на государственном уровне организации не берут плату за получение лицензии, потребуется просто оплатить госпошлину . Ее размер устанавливается строго индивидуально и полностью соответствует законодательству федерального или регионального уровня.
Оформление и получение лицензии под ключ может стоить намного дороже, стоимость лицензии может достигать десятка тысяч рублей. При этом можно сэкономить большое количество времени и нервов.
Возить пассажиров без наличия на руках специального разрешения невыгодно, а также крайне опасно, так как это подразумевает несоблюдение определенных правил безопасности.
Штраф за перевозку пассажиров без лицензии колеблется от юридического статуса и формы деятельности, которую осуществляет водитель:
Если нарушителя поймают вторично, одновременно с назначением штрафа есть возможность столкнуться с конфискацией используемого транспортного средства. Данные санкции могут быть дополнены официальным штрафом за работу без официальной лицензии.
Если при этом наблюдается отсутствие регистрации индивидуального предпринимательства, фиксируется неправильная перевозка пассажиров, размер штрафа будет увеличен в несколько раз.
Если на руках будет соответствующая лицензия, но при этом будут не соблюдены основные правила по безопасности и комфорту перевозки пассажиров, штрафа и конфискации транспорта не избежать. Кроме того, всегда есть риск потерять лицензию.
В определенных случаях наличие лицензии на перевозку пассажиров не является обязательным. Это правило, в котором имеются свои исключения.
Итак, лицензия не нужна в следующих ситуациях:
Частные лица, которые совершают коммерческие рейсы, должны получить простое разрешение, наличие лицензии здесь не обязательно.
Изучив информацию в данной статье, можно понять, в каких случаях нужна лицензия на перевозку пассажиров и как ее получить.
В определенных случаях в получении лицензии может быть отказано. Причиной для этого может стать предоставление соискателем искаженной или недостоверной информации, также документ не будет выдан в случае несоответствия заявителя установленным требованиям.
Если лицензия была выдана, срок ее действия ничем не ограничивается . Контролирующий орган может просто забрать разрешение в случае нарушения требованиям.
Могут заниматься как частные лица, так и предприниматели или организации. Однако, в соответствии с , и физические лица, и юридические должны иметь для этого вида деятельности соответствующую лицензию.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Обязывая перевозчиков получать лицензии, органы власти повышают уровень безопасности коммерческих перевозок.
Ведь прежде, чем выдать разрешение, контролирующий орган проводит тщательную проверку предприятия:
Все это гарантирует безопасность и комфорт пассажиров.
Чтобы получить разрешение на осуществление пассажирских рейсов, перевозчик должен исполнить ряд требований:
Кроме того, предприятию потребуется специальное помещение для проведения технического осмотра автобусов и, при необходимости, их ремонта.
Лицензия – это официальное разрешение юридическим и физическим лицам производить пассажирские перевозки. Различают внутренние и международные перевозки, для каждого вида деятельности оформляется свой документ.
Предприятиям, специализирующимся на коммерческих пассажирских перевозках, не обойтись без этого документа для получения прибыли.
Лицензия – это подтверждение того, что перевозчик соответствует всем требованиям, предъявляемым законодательством к предприятиям, оказывающим услуги пассажирских перевозок:
Лицензия на выполнение пассажирских рейсов – единственный документ, подтверждающий профессиональный уровень предлагаемых услуг.
Осуществление пассажирских перевозок без соответствующей лицензии приводит к административно и уголовной ответственности. Ниже приведена таблица, из которой можно узнать о размерах штрафных санкций.
Таблица 2. Административная ответственность за осуществление пассажирских перевозок автобусом с числом пассажирских мест более восьми по Ч.1 .
Также УК РФ предусматривает уголовную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по выполнению пассажирских рейсов частным автобусом или коммерческим ТС без лицензии ().
Резюмируя, можно сказать, что для выполнения пассажирских рейсов обязательно получение лицензии. В противном случае, придется платить крупные штрафы, а автобус могут изъять.
Это довольно сложная процедура: необходимо нанять в штат квалифицированных родителей, оборудовать автобусы в соответствии с требованиями и подготовить помещение для ремонта и техосмотра, а также стоянку.